Большинство
ведущих зарубежных автопроизводителей остановили поставки грузовых автомобилей
в Россию.
С соответствующими заявлениями выступили пресс-службы этих компаний в
последние дни. Так, одними из первых еще с 28 февраля решение о приостановке
бизнеса в России приняли
в руководстве немецкого Daimler Truck AG (производитель
грузовиков Mercedes-Benz и Fuso). Однако в российском офисе автоконцерна
заверили ГиД, что изменения в бизнес-процессах носят временный характер и в
частичном объеме работа совместного немецко-российского предприятия все-таки
сохранится.
«Даймлер КамАЗ Рус» не
прекращает свою деятельность в России и нацелен на выполнение обязательств
перед деловыми партнерами — в частности, в отношении сервисного обслуживания
грузовых автомобилей Mercedes-Benz и Fuso», — подчеркнул представитель
компании.
Аналогичному примеру
последовали со 2 марта MAN и Scania, входящие в состав Traton (грузовое
подразделение Volkswagen Group, Германия).
Как заявили в головном
европейском офисе Scania, поставки грузовиков и запчастей к ним в Россию были
приостановлены еще на прошлой неделе. «Отношения с клиентами важны для Scania,
но здесь ценности компании были важнее. Мы не сразу сообщили об этом, однако
решение было принято практически сразу, исходя из той ситуации, которая
возникла», — прокомментировал ее представитель.
Касательно продолжения
сборки автомобилей на заводе под Петербургом в российском представительстве
производителя сообщили редакции портала, что речь на данный момент идет лишь о
приостановке импортных отгрузок новой техники и запасных частей.
«Scania в России
продолжает свою операционную деятельность и выполняет взятые на себя
обязательства перед нашими партнерами, в том числе в отношении сервисного
обслуживания, финансирования отгруженной техники и страхования. Руководствуясь
ценностями бренда, компания намерена сделать все возможное, чтобы найти
законные способы поддержки наших партнеров в России в соответствии с новыми
ограничениями», — прокомментировал ее представитель.
Обладающий таким же
заводом в Северной столице MAN прекратил как экспорт грузовых машин в Россию,
так и их производство в нашей стране. Согласно заявлению, у компании возникли
перебои со снабжением и, как следствие, производством «в свете боевых действий
[на Украине]». В компании отметили, что производство в Санкт-Петербурге, где
работало около 70 сотрудников, остановлено. Также на территории России
недоступна продажа подержанных фургонов MAN, говорится на сайте компании.
Еще одним
производителем, частично приостановившим бизнес в России, стал голландский DAF
(входит в состав американского Paccar). «Мы приостановили, как практически и
все автопроизводители, поставку в Россию грузовой техники и запасных частей.
Сейчас находимся в позиции ожидания комментариев по санкциям от юристов нашей
штаб-квартиры», — прокомментировал ГиД представитель дистрибьютора DAF. Он
добавил, что дилерская сеть работает в обычном режиме: продолжает сервисное
обслуживание и ремонт техники.
В то же время не все зарубежные производители
последовали примеру коллег. Самым естественным образом продолжит поставлять
свою продукцию в Россию белорусский МАЗ. Не поступало сообщений о приостановке
отгрузок и от дистрибьюторов китайских марок (FAW, Shaanxi/Shacman и др.).
«Компания пока не
предпринимает никаких кардинальных решений относительно будущего. Ждем развития
ситуации. Работаем», — сообщили ГиД в российском представительстве
южнокорейской Hyundai Truck & Bus.
В российском офисе Hino
(дочернее предприятие Toyota Motor по сборке грузовиков) не смогли прояснить
позицию головного офиса в Японии. «На данный момент мы не готовы
прокомментировать сложившуюся ситуацию», — ответили на запрос ГиД в
пресс-службе.
К моменту выхода
материала в редакцию не поступили комментарии представителей Iveco
(впоследствии официально объявила о приостановке отгрузок в Россию), Isuzu,
Ford Trucks и Volvo Trucks.
Стоит отметить, что ранее свою деятельность
по направлению России свернули
также ряд ведущих международных транспортно-логистических
операторов. Подобными действиями зарубежные компании — автопроизводители и
грузоперевозчики — вынуждены реагировать на российско-украинский военный
конфликт и последовавшее введение международных санкций. Обострение на Украине
произошло после того, как 24 февраля Вооруженные силы РФ приступили к проведению
спецоперации на территории соседнего государства.
По итогам прошедшего, 2021 года в России было
реализовано почти 100 тыс. новых грузовых автомобилей. В топ-10
марок по числу продаж вошли соответственно Scania, Volvo, МАЗ, Mercedes-Benz,
Isuzu и Shaanxi (Shacman).