0
04:04

К чему готовиться импортерам и экспортерам при доставке грузов зимой

Непогода накрыла не только Беларусь, штормит Черное море, перекрыт стратегически важный погранпереход «Верхний Ларс» в Грузии. Логистам приходится перестраивать маршруты, чтобы не подводить клиентов со сроками доставки грузов. 

Office Life вместе со специалистами отрасли разбирался с особенностями сухопутной и морской логистики для белорусских импортеров и экспортеров зимой.

— Сезонность, будущие праздники и нынешние метеопрогнозы вносят свои коррективы в новости логистики. Из-за непогоды закрываются не только пропускные пункты в горах, но и целые трассы. Завершилась навигация на Балтике, порты законсервированы.

Предпраздничный ажиотаж начинает захлестывать маркетплейсы. Грузовладельцы переходят с колес и асфальта на рельсы и в море. Порты и морские терминалы, расположенные севернее определенной широты, ограничивают активность, а то и вовсе закрывают навигацию, — рассказывает начальник отдела контейнерных перевозок RTL Alliance Светлана Фролова.

По ее словам, популярностью сейчас пользуются более долгие маршруты через Оманский залив и обычно загруженный Владивосток, одновременно с этим конфликт на Ближнем Востоке заставляет искать другие варианты, вплоть до очень дорогого Северного морского пути.

— Любой каприз погоды может вызвать разрыв цепочки поставок, задержку груза, — констатирует Светлана Фролова. — Вот просто пример: сильный ветер — и в Колядичах не работают краны, мороз минус 30 — фуры встали и так далее. Словом, зимой в логистике горячий сезон, несмотря на мороз.

УТРО ЛОГИСТА НАЧИНАЕТСЯ С ПРОГНОЗА ПОГОДЫ?

Действительно ли логисты и владельцы грузов следят за прогнозами погоды, так же как банкиры — за курсами валют на торгах?

Начальник отдела поставок «Смартон» Ксения Шило соглашается, что иногда это действительно так. Например, логисты с пристрастием следят за новостями весной в половодье, когда размывает железнодорожные пути, и за жарой летом, когда могут быть запрещены поездки водителям. Полезно знать сезоны ветров, дождей, засухи, жары, свойственные определенным регионам, которые накладывают ограничения на движение различных видов транспорта.

— Сейчас все наблюдают за снежными заносами. Пока Москву снегом заметало, машины в рейс не шли из-за нечищеных дорог. Погодные угрозы актуальны в свой сезон, в своем регионе. Например, случается, что на погранпереходе «Верхний Ларс» сходят лавины с гор, в результате чего страдают фуры. Нашей компании сейчас предстоит везти товар из Турции, и мы будем оценивать вероятность схода лавин. Возможно, поедем через Азербайджан.

Правда, влияние сезонного фактора все равно сильнее кратковременных капризов погоды, считает руководитель отдела продаж компании «Интер-фрейт» Дмитрий Самуськов: все дело в том, что мультимодальные перевозки, которыми занимается компания, — это перевозки с большим сроком доставки, 30–50 дней, а погоду больше чем на три дня еще никто не научился предсказывать.

— Например, мы учитываем сезон тайфунов в августе-сентябре в Китае. Принимаем во внимание, что зима — это напряженное время для автоперевозок, которые идут через Среднюю Азию и Сибирь.

А теперь посмотрим, как же зима влияет на логистику и что нужно учитывать с наступлением холодов белорусским компаниям.

ЕСЛИ ГРУЗ ЕДЕТ ПО СУШЕ

Из-за того, что в Грузии закрыт переход «Верхний Ларс», сегодня осложнена вся автомобильная доставка из Турции, в один голос говорят логисты. Зимой это происходит очень часто, и задержки грузов в пути могут доходить до месяца.

Есть альтернативный маршрут через Азербайджан. Но это направление сейчас не справляется с грузопотоком, а из-за очередей товары задерживаются в пути почти на две недели, обращает внимание Дмитрий Самуськов.

— При доставках из Китая зимой следует аккуратно относиться к перевозке автомобильным транспортом, когда маршрут проходит через Россию и, в частности, Забайкальск. Здесь надо принимать во внимание жесткий климат: сильные морозы, бураны, метели, — делится наблюдениями специалист. — На маршрутах через Казахстан морозы меньше, но больше буранов и метелей, что тоже повышает риск задержек и аварий на дорогах.

Страдают зимой и железнодорожные станции: здесь невозможны погрузка и разгрузка, когда объявляется штормовое предупреждение. Например, в Минске станция Колядичи не работает в сильный снегопад. Это может отнять у грузовладельца день-два. Особенно критично это для тех, чей товар прибыл в новом составе: приходится нести дополнительные расходы за хранение контейнера на складе.

ЕСЛИ ГРУЗ ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ

Календарная зима еще не началась, а белорусским импортерам и экспортерам, запланировавшим доставку через Черное море, уже несладко: из-за шторма закрыт порт Новороссийска.

— Шторм в Черном море сейчас сдвинул сроки доставки в основном из Турции, через порт Новороссийска. Порт не работал, настройка его работы займет какое-то время. С уверенностью можно говорить, что это на одну-две недели увеличит срок доставки, — рассуждает Дмитрий Самуськов.

По его словам, Турция сейчас — самое страдающее направление из-за погодных факторов.

Традиционный фактор, с которым приходится считаться компаниям, организующим поставки из Азии, — это сезон тайфунов. Хоть его пик приходится на август-сентябрь, попасть в неприятную ситуацию можно и в ноябре, когда закрываются порты.

— Был случай в Германии: мы целый месяц не могли зайти в порт потому, что уровень воды в Рейне резко упал. Взаимосвязь неочевидная, но она есть, — вспоминает случай из практики Светлана Фролова из RTL Alliance. — А в январе-феврале закономерны тропические штормы в Юго-Восточной Азии, которые доставляют немало проблем.

Экспортерам, которым нужна доставка в Африку или Латинскую Америку, всегда нужно учитывать такие трудности, как штормы и циклоны. Но здесь судоходные компании из-за протяженности маршрутов обычно успевают их обойти.

РАСХОДЫ НА НЕПОГОДУ

А кто платит, если груз «завис» из-за шторма или метели?

В компании «Интер-фрейт» объясняют, что, как правило, дополнительных затрат у компаний-владельцев грузов не возникает: перевозчики необходимые расходы заранее закладывают в ставку перевозки. Сама по себе непогода в большей мере влияет на сроки доставки — в этом главные потери. И они могут быть достаточно существенными, что периодически случается, например, во Владивостоке или в Китае. Один-два тайфуна подряд — и нарушается цикличность отгрузок, затариваются порты, суда в них встают на рейд, отчего задержки в доставке могут достигать месяца или двух.

Начальник отдела контейнерных перевозок RTL Alliance Светлана Фролова обращает внимание на то, что морские линии ответственности за сроки доставки обычно не несут, указывая в договорах «ориентировочные даты».

На суше, если возникает простой транспорта из-за снежных завалов, нерасчищенных дорог, затраты несет перевозчик.

— На заказчика можно переложить расходы в ситуации, когда груз не готов, например. А когда транспорт заказан, то дополнительные расходы из-за погоды на клиентов логисты не перекладывают. Но если транспорт еще не заказан, а перевозчик уже понимает, что он простоит на границе, застрянет где-то еще, потратит больше бензина, то он заведомо назовет завышенный тариф, — предупреждает начальник отдела поставок «Смартон» Ксения Шило.

Источник: https://officelife.media/

Авто

читать больше