Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




KAMAZ
ГлавнаяНовостиПридорожный сервис Беларуси: проблемы и перспективы
Придорожный сервис Беларуси: проблемы и перспективы
03 Января 2012  00:00

Придорожный сервис Беларуси: проблемы и перспективы

А был ли сервис?

Первые упоминания о придорожном сервисе в летописи белорусского законодательства датированы далеким уже 1994 годом: Закон Республики Беларусь от 2-го декабря «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». Документ выступил своеобразной «библией» придорожного сервиса в нашей стране, так как, помимо прочего, повествовал о том, что есть объект сервиса, его хозяин, а также механизмы, с помощью которых все они взаимодействуют с государством. Любопытно, что в статье 16 указанного Закона было прописано, что, например, «на автомобильных дорогах общего пользования, обеспечивающих повышенный скоростной и безопасный режим движения транспортных средств с высоким уровнем сервисного обслуживания, может взиматься плата за проезд в соответствии с нормативными правовыми актами РБ». То есть плата, как мы знаем, взимается, а что же насчет сервиса?

К 2006 году стало понятно, что развитие придорожного белорусского сервиса продвигается крайне вяло. Взялись искать причины. Тогдашний премьер-министр Сергей Сидорский высказал одну из них: «Развитие придорожного сервиса в Беларуси упирается в вопросы выделения земель». Соответственно, в 2006 году был принят указ, который позволяет упростить порядок выделения земель под дорожную инфраструктуру. Однако развитие придорожного бизнеса здорово стопорило налогообложение республики, уровень которого, в известной степени, сдерживал привлечения инвестиций в эту отрасль. Дело решили поправить в 2008-м году. Владельцы будущих объектов придорожного сервиса Беларуси получили двухлетние налоговые каникулы и возможность получать льготные кредиты для строительства данных объектов и инженерной инфраструктуры. Согласно указу № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» в течение двух лет с даты ввода в эксплуатацию предлагалось освободить объекты придорожного сервиса от налога на недвижимость, а в течение 5 лет – от налога на прибыль (для организаций) и подоходного налога (для индивидуальных предпринимателей). Вроде и новость замечательная, и закон благоволит, ан-нет, по прошествии трех лет все те же грабли поджидают у дверей.

Работа над ошибками: снова и снова

В январе 2011 года в Совмине состоялось совещание во главе с заместителем премьер-министра Анатолием Калининым, где опять-таки обсуждались проблемы, которые мешают придорожному сервису активно развиваться.

Было заявлено, что получить те кредиты, которые щедро обещал указ № 270 затруднительно, а точнее — невозможно. Напомним, что коммерческим банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предлагалось предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса на срок до пяти лет по следующим ставкам: по кредитам в белорусских рублях — в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка; по кредитам в иностранной валюте — в размере 8 процентов годовых.

Что касается льгот: законом об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установлено, что к объектам придорожного сервиса относятся лишь те объекты, что расположены на расстоянии 100 метров от кромки проезжей части. А, как мы понимаем, не всегда найдется подходящее место для строительства, подпадающее под обозначенное расстояние. Участники совещания высказали мнение об увеличении данного расстояния, так как в случае, когда объект придорожного сервиса выходит за пределы стометровой зоны, на него уже не распространяется действие Указа президента от 15-го мая 2008 года № 270, а именно — льготы.

Обещалось рассмотрение вопроса о направление части средств, получаемых от сбора платы за проезд по автомобильной дороге М-1/Е 30, на создание инфраструктуры строящихся объектов придорожного сервиса. А также было поручено подготовить предложения по внесению изменений в Указ № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» с учетом состоявшегося обсуждения.

Оценка отрицательная: остановиться негде

Между тем, Министерство спорта и туризма высказало свое видение ситуации: предложило сформировать обязательный минимальный перечень инфраструктуры вблизи объектов придорожного сервиса. В частности, замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга высказался за то, что вблизи объектов придорожного сервиса необходимы гостиницы, сувенирные киоски, площадки для отдыха, пункты питания и автостоянки, санитарные устройства (туалеты, мусоросборники), объекты торговли, малые архитектурные формы, рекламно-информационные щиты.

По международным стандартам если турист на 1 доллар США основной услуги дополнительно тратит 3–5 доллара США, то туристический бизнес в стране окупается. У нас, увы, не спешат использовать возможность получать с приезжего гостя дополнительные деньги. По словам Ч. Шульги, большинство объектов придорожного сервиса в Беларуси оказывают, как правило, всего одну — две услуги, в то время как, например, в Германии — 7–10.

Если оценивать состояние придорожного сервиса в нашей стране по пятибалльной шкале, то мы бы получили минус 5. Крупные зарубежные компании перед отправкой туров в новую страну проводят экспертную оценку придорожного сервиса. «Когда к нам приехали специалисты одного всемирно известного туроператора исследовать трассу от Бреста до Минска, выяснилось, что по тем стандартам, которые предъявляет немецкая сторона, остановиться негде», — констатировал замминистра спорта и туризма. Но что же говорят те, кто уже наездил не одну сотню километров белорусских дорог и лично «испытал» отечественный придорожный сервис на «профпригодность»?

Три картошины против пяти евро, или государство спешит на помощь

Журналисты transportal.by решили расспросить непосредственных «дегустаторов» придорожного сервиса РБ:

Евгений Мягкий водитель-международник, стаж 6 лет, ездит из Европы в Россию через Беларусь: «Из минусов белорусского придорожного сервиса могу отметить то, что заправочные станции не оснащены душем. Количество точек, где может остановиться дальнобойщик, тут гораздо меньше, чем в России и Евросоюзе. Преимущество Европы еще и в том, что там есть бесплатные стоянки, и ты можешь быть уверен, что на них у тебя не сольют топливо. А в Беларуси стоянки платные, а те, которые бесплатные (карманы) довольно опасны: могут порезать груз, например».

Владимир Гринько, водитель-международник, стаж 10 лет: «В Евросоюзе, по сравнению с Беларусью, лучше информативность: если случилась неприятность на дороге — стресса можно избежать. Например, ты едешь по автобану и у тебя что-то сломалось: на всем протяжении дороги стоят аппараты типа таксофонов, звонишь, говоришь по-русски — и в Германии тебя поймут, помогут. Также точек, где можно отремонтировать транспорт, значительно больше».

Если говорить непосредственно о питании, то водители сошлись на том, что в Европе гораздо дороже, чем в Беларуси: если там ты покушаешь на 5 евро, то у нас на 3 доллара. Это плюс для страны. Но зато и порции там гораздо больше: «Ты съел первое, например, в Польше — второе уже не станешь брать, а у нас порции из трех картошин».

Пока уставшие от дороги водители подсчитывают количество картошин в порциях, в «Белавтодоре» посчитали, что средний товарооборот придорожного кафе — 300 миллионов рублей — почти в три раза меньше, чем в столовой департамента. Дескать, поэтому частные инвесторы не хотят вкладывать в придорожный бизнес деньги. В 2011 году подписано постановление Совета Министров № 321, которое подразумевает государственно-частное партнерство в этом деле. Частник выстраивает придорожный сервис, а государство помогает с обустройством. Сработает ли эта схема? Завертится ли машина раскрутки придорожного бизнеса Беларуси в полную мощь? Покажет время — тем более ждать осталось не так уж и долго: например, два белорусских участка международных транспортных коридоров «Берлин-Москва» и «Гомель-Калининград» обещают обустроить надлежащим образом к Чемпионату Мира по хоккею в 2014 году. Говорят, что уже в 2012 году мы почувствуем первые изменения. До Нового года осталось всего два месяца…

Автор: Татьяна Матюшонок, специальный корреспондент Transportal.by


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости