Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




KAMAZ
ГлавнаяНовостиГде граница — там и очередь?
Где граница — там и очередь?
05 Января 2012  00:00

Где граница — там и очередь?

Позволим себе в качестве эпиграфа перефразировать бородатый анекдот (про капитализм, социализм, коммунизм, очередь и колбасу). Где-то в будущем с помощью машины времени встретились человек из 19-го века, наш современник и гость из 22-го столетия. Наш опоздал, поскольку его машина времени долго стояла в очереди на границе. Предок удивляется: а разве на границах бывают очереди? Потомок интересуется: а что такое граница?

Являются ли очереди на пограничных переходах непременным атрибутом нашего времени и обозримого будущего? Хорошо бы разобраться также — каковы главные причины приграничных очередей, какие меры принимаются для улучшения ситуации и что еще можно было бы сделать в этом направлении.

Этимология очереди

На таможенных пунктах пропуска автотранспорта, как Беларуси, так и многих других государств, время от времени возникают очереди. Иногда многочасовые, а с удручающей регулярностью — и многокилометровые. Причины этого малоприятного явления весьма разнообразны.

А вот потоки у нас такие. Растущие

Одна из главных предпосылок заторов на границах — уже само по себе поступательное экономическое развитие нашей цивилизации. Грузо- и пассажиропотоки с каждым годом растут, а бороться с этим никто и не собирается. Наоборот, государственные мужи ставят задачи добиться увеличения транзитных транспортных потоков, дабы снять с них пенки в виде финансовых поступлений в казну.

Вот и премьер-министр РБ Михаил Мясникович в июле этого года на встрече с высоким иностранным гостем в очередной раз заявил, что Беларусь должна по максимуму использовать свой транзитный потенциал, и если за 2010 год объем международных автоперевозок по республике вырос на треть, то и в текущем году ожидается примерно такой же прирост. Это означает, что сами по себе очереди на границах не только не рассосутся, но и будут с каждым годом увеличиваться. К возрастающим объемам грузовых и пассажирских перевозок можно и нужно адаптироваться, что в принципе и делается, но иногда - не самым лучшим образом.

Соляровозы, спиртовозы, перегонщики и ниже с ними…

Немалый вклад в заторы на пунктах пропуска, несмотря на всевозможные ограничения со стороны государства, вносится за счет так называемого «приграничного бизнеса» населения. Это в основном касается легковых автомобилей и микроавтобусов. Пик нагрузки, связанный с ожиданием введения повышенных ввозных пошлин, уже миновал, но вполне возможны рецидивы различной интенсивности.

Проблемы технические и организационные

Причиной приграничных очередей может быть временное снижение пропускной способности погранпереходов или прекращение работы отдельных пунктов пропуска, из-за чего резко увеличивается нагрузка на остальные. В качестве примеров можно привести компьютерный сбой на литовской стороне перехода «Каменный Лог — Мядининкай» в марте этого года или закрытие этого же пункта пропуска на время ремонта дорожного покрытия в августе, а также снижение скорости транзитных потоков через пункты пропуска «Привалка» и «Григоровщина» на границе, соответственно, с Литвой и Латвией, наблюдающееся во время их реконструкции.

Вот и совсем недавно, в середине октября, в автоматизированных системах на литовских пунктах пропуска опять произошел сбой, и до его ликвидации оформление транспорта осуществлялось в ручном режиме. В результате, как нетрудно догадаться, на границе Беларуси и Литвы выросли автомобильные очереди.

Затягивается процесс пересечения границы и в силу дублирования операций различными контрольными органами. Кроме того, европейский стандарт, согласно которому процедуре досмотра подвергается только 10 % грузов, остается для нас пока что ориентиром, а не нормой жизни.

Издержки интеграции

Время прохождения пограничных и таможенных процедур неизбежно должно было увеличиться после создания единого таможенного пространства с Россией и Казахстаном (и перевозчики, которые следуют, скажем, из Гамбурга в Минск, от этого не выиграли ничего).

Опять же по причине унификации законодательства в рамках ЕЭП в конце октября были многократно (до миллиона евро!) увеличены требования к размеру финансового обеспечения таможенных агентов. Около восьмидесяти процентов фирм выполнить новые нормы оказались не в состоянии. Нагрузка на оставшихся «на линии огня» таможенных представителей существенно возросла, в пиковые периоды она окажется явно непосильной. Будем ставить рекорды длительности ожидания на границе?

«Они» и «мы». Пресловутый человеческий фактор

Если почитать форумы по международным перевозкам, то может сложиться впечатление, что работники пограничных и таможенных служб не умеют и не желают работать быстро, или даже специально задерживают движение. Некоторые считают, что белорусы досматривают и оформляют машины оперативно, а поляки или литовцы «тормозят», другие, наоборот, утверждают, что нерасторопностью грешат как раз наши соотечественники. И то, и другое время от времени вполне может соответствовать действительности — например, если инспектор неважно себя чувствует или встал не с той ноги и обозлился на весь белый свет.

Умышленный саботаж таможенников и пограничников происходит не только в водительских рассказах дальнобойщиков. Весной этого года литовские пограничники, недовольные размером своей заработной платы, устроили так называемую «итальянскую забастовку». Суть забастовки заключается в скрупулезном исполнении всех мыслимых и немыслимых бюрократических процедур, из-за чего время оформления транспорта на границе может увеличиваться в разы. В результате на пункте пропуска «Каменный Лог» выросла очередь из более чем сотни автомобилей. В сложившейся ситуации белорусские власти никак не могли оказать давление на подданных соседнего государства.

Вместе с тем, немалая доля вины за возникновение очередей на границе лежит и на перевозчиках. Задержки происходят из-за ошибок в документации, нежелания пользоваться электронным декларированием и системой предварительного информирования. Кроме того, к столпотворениям приводят непродуманные логистические решения фирм-перевозчиков при выборе ими маршрутов и сроков движения грузов.

Пограничный столб — не «лежачий камень»

Меры — принимаются, очереди — не исчезают

Белорусские власти, разумеется, не бросают свои погранпереходы на произвол судьбы, а совместно с партнерами по Таможенному союзу принимают меры для увеличения их пропускной способности. Государственный таможенный комитет РБ проводит работу по более широкому внедрению электронных таможенных и статистических деклараций, а с января 2012 года их оформление в электронном виде должно стать обязательным.

Вводятся в строй новые объекты. В сентябре текущего года был торжественно открыт новый переход «Домачево» с пропускной способностью более двух тысяч автомобилей в сутки. Ранее на этом переходе белорусские службы ютились на сопредельной стороне. Теперь поток автотранспорта ограничивается возможностями польского пункта пропуска, которому еще предстоит реконструкция в будущем. Одновременно в Бресте состоялось открытие второго пускового комплекса транспортно-логистического центра «Брест — Белтаможсервис».

Проводятся работы по модернизации действующих погранпереходов. На ближайшую перспективу намечено сооружение КПП «Песчатка» на границе с Республикой Польша. На строительство этого приграничного объекта уже объявлен тендер. Финансирование проекта (порядка 11-ти миллионов евро) берет на себя Евросоюз.

В критических ситуациях высшие должностные лица пограничных и таможенных органов принимают оперативные меры. На самые горячие участки перебрасывают дополнительный персонал, пункты пропуска переводятся на усиленный режим работы. Одновременно на официальных сайтах и в СМИ появляются предупреждения о проблемах на погранпереходах и рекомендации по выбору оптимальных маршрутов.

И всего этого оказывается недостаточно! Очереди на границах напоминают мифическую гидру, только не многоголовую, а многохвостую. И сколько хвосты очередей не ликвидируют, они периодически отрастают вновь и вновь.

Спасение ожидающих — дело рук самих ожидающих?

Интересно, а что могут сделать для облегчения своей участи сами перевозчики, помимо тщательной подготовки документов и использования системы предварительного информирования? Можно было бы еще порекомендовать по возможности избегать перевозок сборных грузов, включающих множество наименований товаров, оформляемых по разным кодам.

Кроме того, не следует без крайней необходимости планировать рейсы на периоды пиковых нагрузок. Возможно, весьма полезным стало бы создание в интернете специального информационного ресурса, на котором участники международных перевозок заранее сообщали бы о своих планах. А специальная программа в режиме реального времени помогала бы определить оптимальную дату пересечения границы.

Или вот, допустим, такая идея. Потери времени в очереди ведут к материальным издержкам, неодинаковым для разных перевозчиков. Наверняка кто-то готов заплатить весьма немалые суммы за молниеносный проскок через границу. Можно было бы предложить желающим услугу внеочередного таможенного оформления за высокую дополнительную плату. А получаемые средства направлять на создание максимально комфортных условий ожидания для остальных водителей, например, специальных парковочных площадок, на которых большегрузные автомобили могут дожидаться своей очереди на оформление (подобная площадка недавно была открыта в Эстонии).

Кто последний? Я за вами!

Что мы имеем в «сухом остатке»? Меры, принимаемые для уменьшения приграничных очередей, дают какой-то эффект, а увеличение транзитных потоков сводит его на нет. То есть речь идет не столько об улучшении ситуации, сколько о недопущении ее обострения. Полная ликвидация очередей, видимо, возможна только в случае исчезновения самих границ. Ведь нет же сегодня очередей на несуществующих пунктах попуска между Беларусью и Россией или между государствами Евросоюза.

Но, увы, все границы откроют не завтра и не послезавтра.

Также читайте на нашем портале: Какие очереди на границах?


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости