0
11:03

Такие непризнанные или спорные территории, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, являются исключительным практическим, и самое главное, юридическим случаем. Жителям этих территорий нужно жить, как и всем остальным, а перевозчикам – в особенности международным – важно не только обеспечивать их всеми необходимыми товарами, но и сделать это в соответствии с законом, чтобы впоследствии у них не возникли юридические проблемы

Такие непризнанные или спорные территории, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, являются исключительным практическим, и самое главное, юридическим случаем. Жителям этих территорий нужно жить, как и всем остальным, а перевозчикам – в особенности международным – важно не только обеспечивать их всеми необходимыми товарами, но и сделать это в соответствии с законом, чтобы впоследствии у них не возникли юридические проблемы
27 Июля 2017  09:28

Особенности доставки грузов в спорные регионы – Крым, Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию

Такие непризнанные или спорные территории, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, являются исключительным практическим, и самое главное, юридическим случаем. Жителям этих территорий нужно жить, как и всем остальным, а перевозчикам – в особенности международным – важно не только обеспечивать их всеми необходимыми товарами, но и сделать это в соответствии с законом, чтобы впоследствии у них не возникли юридические проблемы ни с одной из вовлечённых в конфликт из-за этих территорий сторон. Поэтому редакция CargoNews.lt решила выяснить, как перевозчики легально могут добраться до этих непризнанных, но потенциально привлекательных в плане предпринимательской деятельности, регионов.

Сразу следует отметить, что в данном случае какого-то универсального рецепта нет и быть не может, потому что географическое положение и статус этих территорий отличаются. С другой стороны, если говорить о конфликтах на пространстве бывшего СССР, так или иначе приходится учитывать роль России. Например, Москва считает Крым «своей» территорией, а Южную Осетию и Абхазию, в отличие от Приднестровья, независимыми государствами, хотя Украина и Грузия с такой позицией категорически не согласны.

Если вернуться к перевозкам, то, скорее всего, самый лёгкий способ избежать проблем с доставкой грузов в эти регионы – довезти заказанный сепаратистами груз до определённой точки и там передать его перевозчику, который может легче попасть на непризнанную территорию (например, грузинской, молдавской или украинской транспортной компании). Однако, не факт, что такой схемой будет доволен заказчик. Кроме того, нельзя забывать, что любой перевозчик хочет получить максимальную выгоду, поэтому он будет прилагать все силы для того, чтобы самому доставить груз.

Поэтому придётся углубиться в детали, и к каждой ситуации нужно подходить отдельно.  Редакция CargoNews.lt решила рассмотреть возможности легальных перевозок в Крым, Приднестровье, Южную Осетию и Абхазию, как в регионы, которые представляют или могут представлять потенциальный интерес для литовских перевозчиков.

 

В Крым через Россию?

 

Если посмотреть на карту, то кратчайший маршрут перевозок из Европы в Крым проходит через Украину. Для того, чтобы перевозки выполнялись в соответствии с «буквой закона», перевозчикам, планирующим осуществлять перевозки в Крым, необходимо учитывать как украинские, так и российские требования.

Начнём с Украины. Кроме стандартных правил осуществления международных перевозок в эту страну, перевозчикам следует обратить внимание на содержание двух украинских документов: закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», в котором, помимо всего прочего, говорится, что иностранцы могут попасть на территорию Крыма  и покинуть её только через определённые ППК и при наличии специальных разрешений, и закона «О создании свободной экономической зоны „Крым“ и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».

Всё бы ничего, да только эти законы были, по сути, перечёркнуты постановлением правительства Украины от 16.12.2015, которым был запрещён экспорт товаров, услуг и работ в Крым, «за исключением экспорта личных вещей, социально значимых продуктов питания и гуманитарной помощи». Позднее кабинет министров уточнил определение «социально значимых продуктов питания» (представил расширенный список), но главное – была ограничена общая стоимость (до 10 000 гривен/ 340-350 евро) и вес (до 50 кг на одного человека) таких товаров. Это означает, что никакой речи о крупных перевозках быть не может.

По этим причинам, как CargoNews.lt сообщили источники в Украине, какое-то время грузоперевозки из Украины в Крым практически не осуществлялись – за исключением грузов весом до 3 тонн с обязанностью доказать, что это личные вещи (наверное, каким-то образом можно «доказать» и то, что в автомобиле находится гуманитарная помощь, но тут начинается так называемая «серая зона», которая вряд ли совместима с принципами законности).

Однако, перевозчики не тот народ, который сдаётся в сложных ситуациях. Они стали выполнять перевозки по следующей схеме: под завязку загруженный автомобиль отправляется в Россию (например, по документам, в Ростов или Краснодар), где груз проходит таможенную очистку и на том же автомобиле отправляется дальше в Крым. Конечно, говорить о законности такой схемы не стоит: если бы украинские службы потребовали у перевозчиков документы, подтверждающие непрерывность перевозки, им бы не поздоровилось вплоть до тюремного заключения. Но никто эти документы не показывает.

Итак, совсем недавно в Крым, согласно украинскому законодательству, можно было доставлять только личные вещи, социально значимые продукты питания и гуманитарную помощь. Если говорить о России, то неформально через её территорию в Крым можно возить любые грузы (естественно, за исключением тех, в отношении которых Москва применяет санкции). Чисто теоретически у Украины нет возможности отследить, каким образом грузы попадают в Крым, но нужно иметь ввиду, что в юридическом смысле данная схема – нелегальная, поэтому каждый перевозчик должен понимать, с какими последствиями он может столкнуться.

На этом можно было бы закончить, однако в середине июня нынешнего года Апелляционный административный суд Киева отменил вышеупомянутое постановление правительства. Это решение можно было бы считать достижением, но никто не может сказать, как долго продлится эта победа, потому что кабинет министров может в любой момент принять новое постановление – другое по содержанию, но аналогичное по сути. Кроме того, не понятно, как очередное изменение порядка будет работать на практике – вполне вероятно, что несмотря на решение суда, отменённое постановление будет соблюдаться на границе Украины с Крымом чисто по инерции, или исходя из политических соображений (это могут делать и гражданские активисты, и государственные учреждения). В данном контексте можно было бы воспользоваться российским маршрутом, но ни в юридическом, ни в политическом смысле мы не советуем это делать.

 

В Южную Осетию и Абхазию – тоже через Россию?

 

Ситуация с сепаратистскими регионами Грузии отличается от ситуации с Крымом. Южную Осетию и Абхазию Грузия считает своими территориями, а Россия признаёт их как независимые государства. В географическом смысле в эти регионы можно попасть как с территории Грузии, так и с территории России. Сотрудники посольства Грузии в Литве пояснили, что основным правовым документом, устанавливающим порядок попадания на эти спорные территории, является «Закон Грузии об оккупированных территориях».

Этот документ очень строго регламентирует экономическое сотрудничество с непризнанными республиками.  В статье 6 говорится, что «на оккупированных территориях запрещается <…> любая экономическая (предпринимательская или непредпринимательская) деятельность, независимо от того, осуществляется ли она с целью извлечения прибыли, дохода или компенсации <…>», и международные перевозки дорожными транспортными средствами. В исключительных случаях, если экономическая деятельность соответствует государственным интересам Грузии, способствует деокупации, мирному урегулированию конфликта, восстановлению доверия между потерпевшими от последствий войны жителями или если экономическая деятельность носит гуманитарный характер, Тбилиси может выдать специальное разрешение на осуществление экономической деятельности. Предприниматели, которые хотят получить такое разрешение, должны сообщить об этом правительству Грузии до начала своей деятельности, а если это невозможно – после её завершения с изложением всех деталей содеянного. В случае перевозчиков это означает, что они должны сообщить – кто вёз, что вёз, когда вёз и т.д. За нарушение установленного порядка грозит уголовная ответственность

Таким образом, перевозки в Южную Осетию и Абхазию можно осуществлять двумя способами. Первый – с помощью специального разрешения от грузинских властей. На сегодняшний день отношения между Литвой и Грузией носят дружеский характер, поэтому, возможно, грузинское руководство будет благосклонно к литовским предпринимателям. Второй – отправляться в непризнанные республики через Россию, без уведомления Тбилиси.

Как редакции CargoNews.lt сообщили в Торгово-промышленной палате Республики Абхазия, в Абхазию можно возить любые товары, за исключением запрещённых (наркотиков и т.п.). Документы, необходимые для импорта товаров, должен подготовить импортёр. Иными словами, после заключения договора все связанные с ним вопросы будет решать абхазская сторона. Следует отметить, что при оформлении документов в качестве кода страны нужно использовать код Грузии, так как у Абхазии нет собственного кода. Основной пункт перехода границы со стороны России – ППК Псоу.

Северную Осетию и признанную Россией Южную Осетию сегодня соединяет Рокский тоннель. Если говорить о документах, необходимых для перевозок в Южную Осетию, то, как сказано на официальном российском Консульском информационном портале: «Лица, транспортные средства, грузы и иное имущество, следующие через государственную границу Республики Южная Осетия, подлежат пограничному и таможенному контролю. В соответствующих случаях осуществляется также санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, контроль над вывозом из Республики Южная Осетия культурных ценностей и иной контроль. Контроль организуют и осуществляют компетентные органы Республики Южная Осетия в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия (сходным с российским). Таможенный контроль регламентируется Таможенным кодексом РЮО, составленным на основе Таможенного кодекса Российской Федерации, и проводится должностными лицами таможенных органов Республики Южная Осетия». Иными словами, в Южной Осетии по сути действует российское транспортное законодательство. Если литовским перевозчикам интересно узнать дополнительные детали перевозок в эту республику, то, как показал опыт CargoNews.lt, с этими вопросами лучше обращаться к российским коллегам, а не в её официальные учреждения.

Однако, ещё раз обращаем внимание наших читателей на то, что в контексте «Закона Грузии об оккупированных территориях» поездки в сепаратистские регионы Грузии через Россию без ведома грузинских властей считаются незаконными. Несмотря на то, что до 2016 года Грузия возбудила лишь несколько дел по поводу незаконной экономической деятельности на оккупированных территориях, это не значит, что грузинские власти смотрят на ситуацию сквозь пальцы. Кроме того, нужно иметь ввиду, что выявленные нарушения указанного законодательного акта могут отрицательно повлиять на дружеские политические отношения между Литвой и Грузией.  В этой ситуации единственным приемлемым решением для тех литовских перевозчиков, которые намерены установить деловые связи с южноосетинскими или абхазскими предпринимателями, может быть перевозка грузов в ближайшие к этим спорным территориям регионы России с последующей их передачей российским транспортным компаниям, потому что попытки получить специальное грузинское разрешение на сотрудничество с оккупированными территориями, скорее всего, потребуют куда больше сил и времени, чем предложенная схема.

 

В Приднестровье – через Молдову            

 

В непризнанной республике Приднестровья (ПМР) действует один простой принцип – только везите. Как CargoNews.lt сообщили в Министерстве промышленности и регионального развития ПМР, специальных разрешений на осуществление международных грузоперевозок нет, а если они и появятся, то, скорее всего, будут бесплатными. Действующие правила грузоперевозок – очень благоприятные (минимум требований). Подробная информация о документах, необходимых для таможенного контроля, изложена в Таможенном кодексе ПМР. С другими интересующими вопросами можно обращаться в местный Государственный таможенный комитет, причём не только по телефону или в письменной форме, но и в «онлайн» режиме (проверено CargoNews.lt!).

В сепаратистский регион можно попасть двумя способами – через Молдову (въезжая на её территорию со стороны Румынии или Украины) или через Украину (о других особенностях доставки грузов в Приднестровье и из него можно почитать здесь). Преимущество второго варианта заключается в том, что он позволяет избежать молдавских таможенных и других формальностей, однако, нужно понимать, что этот путь – незаконный. Кроме того, если до недавнего времени на доставку грузов в Приднестровье через Украину украинские власти закрывали глаза, то сейчас Киев разрешает перевозки туда, например, продуктов питания только по согласованию с Кишинёвом.

Так или иначе, но лучше не искать приключений на свою голову – попытка проехать в Приднестровье транзитом через Украину без ведома Молдовы может закончиться печально (например, конфискацией транспортного средства, когда оно появится в Молдове). При необходимости лучше ехать в этот сепаратистский регион через территорию той страны, которой он официально принадлежит, и иметь с собой все необходимые документы (в первую очередь, подтверждающие таможенную очистку). Кроме того, как редакции CargoNews.lt сообщили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Молдовы AITA, грузоперевозки в Приднестровье не являются обычным делом (например, для их осуществления необходимо получить разрешение в Молдавском национальном агентстве автомобильного транспорта), поэтому в данном случае AITA посоветовала обращаться к услугам местных перевозчиков, так как они лучше других знают особенности экономического сотрудничества с «проблемной» республикой.

Может быть, к совету молдавских коллег стоит прислушаться. С другой стороны, вполне возможно, что, давая такой совет, AITA просто хочет обеспечить прибыль молдавским перевозчикам. Официальный порядок грузоперевозок в Приднестровье установлен постановлением правительства Молдовы № 1001 «О декларировании товаров экономическими агентами восточных районов Республики Молдова» от 19.09.2001. Согласно этому постановлению, товары, предназначенные для Приднестровья, должны быть задекларированы на внутренних таможенных постах Молдовы. После декларации, как установлено в приказе Таможенной службы Молдовы № 500 от 27.11.2012, доставка груза производится в опломбированных транспортных средствах на основании импортной таможенной декларации и транспортной накладной. Кроме того, важно знать, что, если выбирать себе в партнёры перевозчиков из Приднестровья, необходимо проверить, зарегистрированы ли они в Молдове – в противном случае сделка будет незаконной (тоже самое касается и заказчика).

 

***

В заключение следует сказать, что грузоперевозки в регионы со спорным статусом могут быть физически небезопасными и, как уже говорилось, не вполне законными. Конечно, можно придумать различные схемы, позволяющие избежать дополнительных финансовых расходов. Однако, перевозчики должны понимать, что, прибегая к незаконным схемам, они могут столкнуться с неприятными правовыми последствиями (уже не говоря о собственной репутации и политической репутации своей страны). Поэтому приоритетом для транспортной компании, которая хочет доставлять грузы в такие места, как Крым, Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия, должно стать тщательное выполнение всех требований тех государств, которым формально принадлежат эти территории. Ответ на вопрос, в какой степени в таких случаях должна учитываться политическая ситуация, а в какой – экономика и здравый коммерческий смысл, оставляем на усмотрение самих перевозчиков. Другой – не самый плохой выход – привезти груз в «страну-хозяйку» и там передать его в руки местных перевозчиков, которые зачастую лучше других знают, как доставить его заказчику, находящемуся на проблемной территории.

http://www.cargonews.lt

Авто

читать больше