0
02:49

Мнение: "Страхование ответственности перевозчика или экспедитора по сути – фикция"

Рынок страхования в сфере транспорта традиционно предлагает два основных вида полисов: страхование ответственности перевозчика (экспедитора) и страхование груза. Разберемся в нюансах.
18 Апреля 2017  09:23

Мнение: "Страхование ответственности перевозчика или экспедитора по сути – фикция"

Рынок страхования в сфере транспорта традиционно предлагает два основных вида полисов: страхование ответственности перевозчика (экспедитора) и страхование груза.

Откровенно говоря, меня удивляет, что страхование ответственности перевозчика или экспедитора до сих пор так популярно. Дело в том, что пункт 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ устанавливает: «Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». Для ответственности перевозчиков и экспедиторов таких случаев в законе не установлено.  Следовательно, этот вид страхования заведомо неправомерен, по сути – фикция. И на своем опыте с этой проблемой я столкнулась еще в 2003 г.  Наша компания оказывала транспортно-экспедиционные услуги в отношении груза, который был похищен. Не смотря на то, что у нас был полис страхования ответственности экспедитора, страховое возмещение мы не получили. Максимум, что мы тогда могли – взыскать со страховой компании уплаченную ей страховую премию в связи с недействительностью договора страхования.

С тех пор ситуация изменилась лишь немного.  В 2010 г. Высший Арбитражный Суд  РФ встал в подобном споре на сторону экспедитора (Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. N 16996/09). Не смотря на попытки страховой компании признать договор страхования ответственности экспедитора недействительным и таким способом уйти от выплаты возмещения, Суд указал, что  раз уж договор страхования заключен на предложенных страховой компанией условиях, и она является профессиональным участником рынка страховых услуг, то должна осознавать правовые последствия таких договоров.  В 2015 г. эту позицию поддержал Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N 307-ЭС15-1642).

Получается что, приобретая полис страхования ответственности, перевозчик и экспедитор заведомо обрекает себя если не на невозможность получения выплаты при страховом случае, то уж точно на длительный судебный спор со страховой компанией.  Но многие из них это делают для того, чтобы выглядеть в глазах клиента более надежными и иметь преимущество перед конкурентами.

Другое дело – страхование груза.  Пункт 1 статьи 930 Гражданского кодекса РФ четко говорит: «Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.».  Таким образом, перевозчики и экспедиторы могут страховать перевозимые (сопровождаемые) ими грузы в пользу собственника груза. 

Этот вид страхования тоже имеет свои практические тонкости. Во-первых, груз (имущество) должен быть определен так, чтобы его можно было идентифицировать, иначе есть риск признания договора страхования недействительным ввиду того, что стороны не согласовали существенное условие.  Даже если у вашей компании оформлен генеральный полис страхования грузов на год, важно чтобы о каждом перевозимом грузе, в сохранности которого вы заинтересованы, вы предоставляли в страховую компанию информацию. Во-вторых, для перевозчиков и экспедиторов выгоднее заключать договор со страховой компанией самим.  Если груз застрахован грузоотправителем, и его порча произойдет по вине перевозчика, то страховая компания, выплатив возмещение грузовладельцу, обратится с регрессным иском к перевозчику.

Источник: РЖД-партнеры

Авто

читать больше