0
09:49

«Эмиграция» транспортного бизнеса: спасение или ложный путь?

Говорят, что когда нет сил бороться с системой, нужно стать её частью. Но все мы знаем, что история не уважает приспособленцев, хотя в борьбе за существование это мало кого волнует
17 Августа 2017  08:27

«Эмиграция» транспортного бизнеса: спасение или ложный путь?

Говорят, что когда нет сил бороться с системой, нужно стать её частью. Но все мы знаем, что история не уважает приспособленцев, хотя в борьбе за существование это мало кого волнует. Сегодня головы литовских перевозчиков заняты одним злободневным вопросом – может ли перемещение литовского транспортного бизнеса в Европу спасти от протекционистской политики западноевропейских государств?

 

Все мы знаем, что тех, кто не умеет приспосабливаться, природа и жизнь жестоко наказывает.  За неполных три десятилетия со дня восстановления независимости литовские перевозчики продемонстрировали уникальную способность выживания в условиях жёсткой конкуренции на динамичном европейском транспортном рынке. Они не сдавались даже в условиях нескольких кризисов и не только успешно конкурировали с перевозчиками крупнейших стран, но и поддерживали литовскую экономику, ежегодно создавая не менее 5-6 проц. валового национального продукта. Литовские перевозчики успешно утвердились на рынках стран-членов ЕС, и этим вызвали серьёзное недовольство со стороны местных перевозчиков. Литовские, польские, румынские, венгерские, болгарские перевозчики и коллеги из других стран-новичков ЕС стали вытеснять западноевропейских перевозчиков с их же собственных рынков: началось закрытие транспортных компаний, а в оставшихся зарплаты водителей резко упали.

 

Когда натиск восточноевропейских перевозчиков начал приобретать угрожающий социально-экономический размах, правительства западноевропейских стран решили, что пора брать ситуацию под контроль, поэтому стали принимать всевозможные протекционистские законы, направленные на ограничение деятельности «чужих» перевозчиков. Практически одновременно в нескольких крупных странах (Германии, Франции – за ними потянулись и другие) были приняты законы о минимальной заплате, появились ограничения к каботажным перевозкам, требование иметь своих представителей, запрет проводить еженедельный отдых в кабинах грузовых автомобилей, на дорогах ужесточились проверки иностранных перевозчиков. Восточноевропейские перевозчики столкнулись и другими административными мерами, направленными на усложнение их деятельности.

 

 

 

«Пакет мобильности» похоронил надежды восточноевропейских перевозчиков

 

Ещё недавно восточноевропейские страны надеялись на то, что Европейская Комиссия объявит протекционистские меры отдельных государств как несоответствующие общеевропейскому законодательству и принципам единого европейского рынка. Однако, когда в мае нынешнего года Виолетта Бульц, еврокомиссар по вопросам транспортной политики, выступила с презентацией так называемого «Пакета мобильности», всем стало ясно, что в этом пакете были учтены принципы защиты рынков отдельных всем известных государств. Точнее – те же принципы минимальной зарплаты, практически те же ограничения к каботажным перевозкам и проведению отдыха водителей в кабинах транспортных средств. Таким образом, надежды восточноевропейских перевозчиков рухнули, и это означает, что западноевропейские страны будут продолжать их вытеснять со своих рынков, следовательно, вопрос выживания вновь «встанет ребром», и нашим перевозчикам придётся искать другие решения.

 

Одним из возможных решений может быть перемещение бизнеса на территорию другого государства. Такое решение выглядит вполне логично: например, если транспортная компания работает исключительно на французском рынке, то, скорее всего, будет разумно, если она зарегистрирует компанию во Франции – так она сможет избавиться от протекционистского давления и, более того, будет защищена от конкуренции со стороны бывших литовских коллег «по цеху».

 

Явление приобретает размах

 

На мысль о том, что эта идея и модель ведения бизнеса не является новой и, более того, начинает приобретать размах, наводит сообщение «Linava» об «эмиграции» перевозчиков в западноевропейские страны. В качестве причин подобного явления указывается усиливающийся протекционизм, нехватка сотрудников (водителей), высокий уровень отечественной бюрократии и её нежелание решать насущные проблемы, заоблачные цены на страхование и другие моменты, которые заставляют литовских перевозчиков думать о перемещении бизнеса за границу.

 

«Linava» провела опрос перевозчиков, по результатам которого стало ясно, что многим перевозчикам перемещение бизнеса за границу кажется вполне привлекательным решением. «На сегодняшний день филиалы за рубежом открыли не одна и не две литовские транспортные компании – туда отправляются не только водители и грузовые автомобили, но и инвестиции. Вслед за жителями за границу начинает отправляться бизнес, а это значит, что вместе с бизнесом за границу уходят и уплачиваемые налоги. Эта тенденция заставляет беспокоиться о том, что в будущем этот процесс будет усиливаться», – говорится в сообщении «Linava».

 

Разумеется, такое явление должно обеспокоить и литовских политиков, так как утечка налогов и рабочих мест может иметь очень печальные и долгосрочные последствия для всей экономики Литвы.

 

Что заставляет перевозчиков покидать Литву?

 

В поисках ответа на этот вопрос нельзя забывать о том, что перемещение бизнеса за границу всегда бывает продиктовано исключительно прагматическими соображениями. Например, Эстония считается привлекательной страной потому, что там перевозчики могут рассчитывать на налоговые льготы. В Польше намного легче принять на работу водителей из третьих стран, кроме того, в Польше намного дешевле услуги страхования (кстати, в Латвии страхование тоже дешевле, чем в Литве). В Германии намного проще получить российские разрешения на международные перевозки. Подобные примеры можно продолжать. На этом фоне можно выделить Великобританию – объявленный «Brexit» лишь ускорил этот процесс, на сегодняшний день, насколько известно редакции CargoNews.lt, перемещением бизнеса в эту страну занимаются не только крупные транспортные компании, но и компании с транспортным парком в 5-10 грузовых автомобилей.

 

На вопрос в анкете «Linava», что заставляет перевозчиков «эмигрировать», были получены следующие ответы: «высокая конкурентоспособность зарубежных стран», «небольшие налоги», «дешёвые страховые услуги» (ОСАГО – прим. редакции), «протекционистские меры», «стабильная налоговая база, небольшое административное бремя», «льготы на налог на прибыль, относительно дешёвое топливо» и т.д. Некоторые компании упомянули социальную атмосферу, большие квоты разрешений и т.д.

 

Кроме того, следует признать, что лоббистские способности литовских перевозчиков и протекционистская политика литовского государства, к сожалению, не идут в сравнение с зарубежными аналогами.

 

Что может удержать перевозчиков в Литве?

 

Аргументов «за» более, чем достаточно. Причём все они находятся не в руках Брюсселя, а в руках Вильнюса: перевозчики говорят, что им хотелось бы, чтобы условия трудоустройства водителей из третьих стран были проще, чтобы власти подумали о том, как можно было бы уменьшить финансовое бремя перевозчиков (например, снизить налог на прибыль, налог на имущество, налог на аренду земельных участков, налог на реинвестируемую прибыль, подумать о возвращении части акциза на топливо, как это делается в других странах), как лучше представлять интересы литовских перевозчиков на уровне Европейского Союза и, наконец, как обуздать рост стоимости ОСАГО.

 

Иными словами, представители транспортного сектора, который создаёт ощутимую часть ВНП, ожидают большего внимания со стороны властей, в особенности, когда дело касается решения конкретных неотложных вопросов. Если ожидаемого внимания нет, то вполне понятно, что перевозчики начинают оглядываться по сторонам, т.е. ищут те страны, в которых условия для бизнеса будут максимально благоприятными.

 

Фактор неизвестности

 

Однако, далеко не все перевозчики считают, что работать в Литве невозможно. Редакция CargoNews.lt  беседовала с несколькими перевозчиками, работающими исключительно в странах Западной Европы (в Германии и во Франции). Одни сказали, что серьёзно подумывают о перемещении бизнеса на рынки своей непосредственной деятельности, другие – что даже не собираются об этом думать. С другой стороны, все они в один голос заявили, что на западе их конкурентное преимущество заключается не в стоимости, а в качестве услуг. «Я бы не мог конкурировать, если бы не мог обеспечить высокое качество услуг», – заявил работающий в Германии предприниматель из Каунаса.

 

Позволим себе сделать небольшое отклонение – рассматриваемый редакцией вопрос довольно щепетильный, многие собеседники пожелали не раскрывать свои личности, поэтому просим читателей вместе с редакцией уважать их решение.

 

Перевозчик из Укмерге (его компания работает в Испании, Италии, Франции и государствах Бенилюкса) заявил, что протекционистские требования его не волнуют. «Дам водителям отпуск и привезу их на отдых домой, заплачу за проживание в отеле и за всё остальное, что потребуется – не вижу в этом никакой проблемы», – сказал он и подчеркнул, что для него самое главное – доверие заказчиков.

 

«Если бы я зарегистрировал компанию и автомобили в Германии, у меня бы появилось не одно преимущество. У меня бы больше не стоял вопрос, где проходить обязательный техосмотр, мне бы не нужно было бороться с протекционистскими мерами – я бы стал одним из „своих“, которых немцы очень ценят. Но я не знаю, с чем мне придётся столкнуться, если я перемещу свой бизнес за границу. Смогу ли я руководить бизнесом из Германии с таким же успехом, как это делаю, будучи в Каунасе? Не дай Бог я допущу ошибку – я в тот же миг потеряю всех своих заказчиков!», – говорит другой перевозчик.

 

Другой вопрос – что будет, когда страны, куда «эмигрировали» наши перевозчики, начнут пожинать плоды их деятельности? Не случиться ли так, что правительства этих стран примутся за новые протекционистские меры? Такой сценарий вполне возможен, тем более, что в «Пакете мобильности» заложены необходимые «предохранители» (борьба с фиктивными, так называемыми «компаниями-почтовыми ящиками»). Ведь если компании будут зарегистрированы, но не будут выполнять никакую деятельность, налоговые органы быстро припишут их к «почтовым ящикам» и начнут борьбу с такими компаниями. Это тот печальный сценарий, который может очень сильно ограничить любые другие формы перемещения бизнеса.

 

Мнение финансового консультанта: «всё это – ковбойские игры»

 

Гинтарас Юшкаускас, партнёр в компании налогового консультанта «Merits», размышления об «эмиграции» бизнеса начала с общеизвестного принципа: бизнес платит налоги не в той стране, где он зарегистрирован, а в той стране, где находится эффективная структура управления бизнесом.

 

«Этот принцип действует во всех цивилизованных странах, в том числе и в Беларуси и России. Бывают случаи, когда литовским предпринимателям начинается казаться, что, например, Эстония привлекательная для бизнеса страна только потому, что там нет налога на прибыль (хотя на самом деле этот налог есть, и он даже больше, чем в Литве, причём в Эстонии есть и другие налоговые минусы, которые ограничивают «экспорт» заработанной в Эстонии прибыли за границу, но сейчас разговор не об этом).

 

Одни предприниматели выбирают „ковбойский“ сценарий – резидент Литвы открывает компанию в Эстонии. Другие идут по более умеренному пути – резидент Эстонии открывает компанию в Эстонии, но и в этом тоже нет ничего хорошего.

 

В любом случае фактически такими компаниями управляют литовские предприниматели, которые находятся в Вильнюсе, Каунасе, Паневежисе и т.д. Все решения, касающиеся бизнеса, так или иначе принимаются в Литве, все устройства с кодами для подключения к банковским счетам тоже находятся в Литве, все коммерческие предложения тоже обрабатываются в Литве. В Эстонии лишь выставляются счета. Наивно думать, что в наше время у ГНИ нет возможности определить, где находится фактическая структура управления – для этого нужно только желание! Если ГНИ установит, что фактическое управление компанией выполняется из Литвы, она потребует заплатить все полагающиеся в соответствии с литовским законодательством налоги», – объясняет эксперт. Он утверждает, что ему приходилось сталкиваться не с одной такой компанией, оказавшейся в затруднительном положении, но, по его словам, помочь таким компаниям бывало слишком поздно.

 

«В жизни, как в кино, тоже есть ковбои, которые едут верхом на коне и никто их не может застрелить. В бизнесе ковбои тоже встречаются, правда, относительно редко. Поскольку у нашего налогового администратора есть право „дать пять лет расстрела“ ( т.е. потребовать заплатить все налоги не только за текущий финансовый год, но и за пять предыдущих лет), вероятность остаться нетронутым очень невелика», – утверждает Г. Юшкаускас.

 

Если предприниматель хочет эмигрировать в другую страну вместе со своим бизнесом, Г. Юшкаускас советует собрать всю семью и имущество, снять компанию с учёта в литовском регистре юридических лиц, отправиться в другую страну, там зарегистрироваться в качестве резидента и открыть новую местную компанию. Но, как отметил эксперт, очень часто выясняется, что такая схема становится невыгодной. В резюме к подобной модели бизнеса он подчеркнул, что такая схема по существу «кривая», и её можно очень быстро «сломать». Следует отметить, что это замечание не касается тех случаев, когда перевозчики открывают в других странах реально работающие подразделения / филиалы своих компаний (с правом принятия деловых решений на месте).

 

Поэтому всем перевозчикам, которые планируют переместить свой бизнес из Литвы в какую-нибудь «райскую» страну, советуем тщательно взвесить такое решение и возможные «побочные явления».

Linas Butkus

 

Cargonews.lt

 

 

Авто

читать больше