Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиТаможенный союз«Гаишник» разбил стекло автомобиля. Насколько это законно?
10 Октября 2017  00:00

«Гаишник» разбил стекло автомобиля. Насколько это законно?

Время от времени на автофорумах появляются ссылки на случаи, когда водитель, отказываясь общаться с автоинспектором, запирается в машине, а автоинспектор, чтобы добраться до него, разбивает стекло водительской двери. Участники дискуссии реагируют на такую информацию по-разному: некоторые встают на сторону представителя закона, другие требуют наказать его по всей строгости за произвол. Кто прав?


Возьмем конкретный случай: В Белорецком районе Башкирии, на трассе Уфа – Белорецк, патруль ДПС в рамках рейда по выявлению пьяных водителей остановил грузовой автомобиль марки Mercedes-Benz. Водитель фуры отказал законному требованию сотрудника ГИБДД предъявить документы на транспортное средство, на право управления транспортным средством и на перевозимый груз – заперся в кабине и отказался от дальнейшего общения с представителями власти. История умалчивает, чем руководствовался «гаишник» в своих действиях, но он в попытке задержать водителя грузовика, разбил стекло автомобиля, затем открыл дверь и задержал шофера. Позже суд признал последнего виновным по административной статье о неповиновении законному требованию представителя полиции.

Некоторые из тех, кто согласился прокомментировать этот случай, считают, что у сотрудника полиции были основания на то, чтобы поступить именно так, как он поступил. Другие утверждают, что он превысил полномочия и должен быть наказан. Давайте разбираться.

Собственно, взаимоотношения сотрудников госавтоинспекции с участниками дорожного движения определяются «Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». Этот документ утвержден Приказом МВД России под номером 185 от 2 марта 2009 года. В настоящее время в разработке находится новая редакция регламента МВД по надзору за участниками дорожного движения, разработанная представителями российской госавтоинспекции. Ознакомиться с проектом можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

По действующему законодательству (пункт 70 Регламента) при установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению. При этом автоинспектор должен доложить о случившемся дежурному, который, в свою очередь, примет решение – вызывать следственно-оперативную группу либо доставить задержанного в орган внутренних дел.

Оснований для применения физической силы сотрудником полиции (в нашем случае, инспектором ГИБДД) всего два: первое – пресечение административного правонарушения, второе – преодоление противодействия законным требованиям сотрудников полиции. В нашем случае актуальным является только второе основание, связанное с неповиновением водителя.

Итак, в отношении водителя, как выясняется, может быть приложена физическая сила для его задержания. В пункте 193 Регламента говорится, что при осуществлении административного задержания задержанное лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц. Об административном задержании составляется соответствующий протокол (пункт 198 Регламента). Срок задержания лица исчисляется с момента фактического ограничения свободы его передвижения и не может быть более 48 часов.

Следует также помнить, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей регламентируется статьей 19.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Таким образом, уже в тот момент, когда водитель запирает окна и посылает инспектора куда подальше, он попадает под действие приведенной выше статьи КоАП.

Мы выяснили, что

в отдельных случаях сотрудник ГИБДД может применить физическую силу, направленную на задержание водителя. А чтобы задержать его (преодолеть противодействие законным требованиям), он может разбить стекло автомобиля. Но и водитель также имеет права.

В случае противоправных действий инспектора он может обжаловать их – подать жалобу ответственному должностному лицу, позвонить в круглосуточную Службу доверия ГИБДД, на горячую линию ГИБДД своего региона и т.д.

В данном контексте стоит напомнить о статье 167 Уголовного кодекса РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». По этой статье подозреваемому грозит штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

При этом не стоит забывать: если даже водитель сможет доказать в суде превышение «гаишником» полномочий и порядка применения физической силы, ему все равно придется нести наказание за административное правонарушение, которое ему вменили (например, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения) – если, конечно, он на самом деле был виноват.


 
 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости