Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




ГлавнаяНовостиБеларусьКомпетенция экспедиторов: кто ответствен?
07 Декабря 2016  00:00

Компетенция экспедиторов: кто ответствен?

На белорусском транспортном рынке существуют два игрока: грузовладельцы и перевозчики. Но часто, для того, чтобы партия между ними была сыграна без накладок, в дело вступает третий игрок – экспедитор.

С одной стороны, экспедиторы помогают двум одиноким сердцам найти друг друга, с другой – приносят массу неудобств, как грузовладельцам, так и перевозчикам. Почему? Попытаемся разобраться.

Итак, для того, чтобы открыть транспортную компанию в Беларуси придется пройти несколько кругов ада, начиная от вложений в покупку автопарка, получения лицензии, заканчивая тревожным вопросом: «Сколько дозволов дали?». В то время как, инвестиции экспедиторских компаний ограничиваются, фактически, покупкой мобильного телефона и формированием базы для обзвона и можно начинать. Как известно, в Беларуси отсутствуют лицензирование экспедиторской деятельности, обязательное страхование, перечень требований к квалификации персонала и к финансовой устойчивости компании.

Потому, очень часто, в случае непредвиденных обстоятельств, компания, которая оказывала экспедиторские услуги, может неожиданно пропасть. Потому перевозчики тратят много времени на проверку таких компаний, запрашивают рекомендации и многое другое, что не улучшает качество работы рынка.

Единственный барьер, который остается для выхода на рынок для экспедиторов – высокая конкуренция. Так, на 2016 год в Беларуси зарегистрировано около тысячи экспедиционных компаний. Но эта цифра также может быть далека от реальности, по нескольким причинам. Например, как рассказала генеральный директор Ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина, «рынок формируется из числа зарегистрированных в республике юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Стоит отметить, что установленную нормами статистическую отчетность не дают ИП, т.к. они освобождены от предоставления статотчетности».

Сложность в подсчете количества экспедиционных игроков на рынке также вносят транспортные компании, для которых оказание таких услуг является не основной деятельностью, а еще есть юридические лица, которые из-за незнания законодательных требований или безалаберности не предоставляют статистическую отчетность.

Если говорить о теоретической базе для занятий экспедиционной деятельностью, то в Беларуси ее можно получить в ряде учебных заведений. В Беларуси есть автотракторный факультет при БНТУ, выпускнику которого присуждается диплом с квалификацией «инженер по организации перевозок», кроме этого, высшее образование по данной специальности можно получить в Белорусском государственном университете транспорта, который располагается в Гомеле, а также в Гродненском государственном университете.

Наиболее известными и авторитетными являются курсы при Ассоциации «БАМЭ», там в течение пяти дней с 9 до 16 обучают основам транспортной экспедиционной деятельности. И, по окончанию, присуждают диплом «экспедитор транспортный».

В ходе обучения, слушателей знакомится с международными правовыми документами, обучается практике работы на транспортных биржах, изучает технические характеристики грузовых автомобилей, способах погрузки и другое.

Кроме того, Ассоциация «БАМЭ» также предоставляет возможность обучения и получения престижного швейцарского диплома FIATA. Стоимость обучения не из дешевых – около 1 200 евро (на 2016 год). Но оно того стоит, такой диплом признается более чем в 150-ти страха мира.

Также есть частные курсы от логистических и транспортных компаний, а также курсы образовательных центров. Таким образом, у человека, который хочет работать в экспедиционной сфере возможностей для профессионального обучения много.

Мы уже поднимали вопрос о том, что образование, которое дают в белорусских университетах редко отличается практической стороной.

Именно поэтому, многие компании предпочитают рассматривать вариант найма сотрудников без профильного высшего образования или опыта работы, а потом уже обучать непосредственно под свою компанию. К сожалению, в таком случае, часто случается, что молодой специалист либо не подготовлен к работе экспедитора (инженера по организации перевозок), либо, обучившись всем базовым понятиям, уходит к конкуренту за большей заработной платой или лучшими «плюшками» в виде оплаты тренажерных залов, курсов английского языка и так далее.

И получается замкнутый круг: специалиста нанимают, руководители, выступающие в качестве тьюторов, тратят на него свое рабочее время, а потом сотрудник решает, что это не его место и вновь необходимо проходить через процедуру поиска, собеседования, найма.

В среднем, молодые сотрудники становятся самостоятельными работниками спустя год-два обучения и усердной работы.

Большинство представителей компаний, которых опросил наш корреспондент подтвердили, что сейчас найти компетентного сотрудника – ситуация не из легких.

Поэтому большинство вступает на тропу обучения персонала. Также компании проводят внутрикорпоративное обучение, когда сотрудники более опытные в каких-то рабочих моментах обучают новичков их основам.

Основная проблема посредничества экспедиторов на транспортной рынке Беларуси заключается в «низком пороге» входа на рынок, отсутствие сертификации, что несет за собой возникновение мелких экспедиционных компаний как грибов после дождя. Такие компании не могут обеспечить финансовую ответственность перед клиентами или партнерами и не могут или не хотят воспитывать профессионализм в сотрудниках, обучая их не только основам  экспедиционной деятельности, но и основам корпоративной культуры.

Многие собеседники отмечали, что введение единого реестра экспедиторов, а также обязательная сертификация экспедиторской деятельности помогут уменьшить масштаб проблемы, повысив тем самым профессионализм транспортного сектора. Но, к сожалению, на данный момент, эта проблема хоть и известна, но ее решение пока что не готово.

Подготовила Александра Семак


 
 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги

Все о логистике


Krone  
 

 

Последние новости