Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиВоскреснет ли транзит?
Воскреснет ли транзит?
02 Января 2012  00:00

Воскреснет ли транзит?

Предложение о создании логистического оператора для сквозных транзитных перевозок, озвученное в начале июня главой РЖД Владимиром Якуниным, вызвало живой отклик участников рынка. Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик является активным сторонником этой идеи и считает, что отсутствие единого мозгового центра по транзиту является главной причиной проблем по организации транзитных потоков в нашей стране.

— Валерий Иванович, в свое время, будучи руководителем «Союзвнештранса», Вы курировали основные потоки транзитных грузов, пересекавшие территорию СССР. Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в России?

— Транзит — довольно специфический вид перевозки, который требует к себе трепетного отношения. В советское время транспортная составляющая транзитных перевозок Юго-Восточная Азия — Европа оценивалась в 20–25 млрд рублей в год, а доход от этого вида деятельности составлял 500 млн рублей. Когда были времена безвластия, у России этот кусок отобрали конкуренты и сегодня поступления от транзита составляют ноль. Между тем потенциал перевозок через территорию нашей страны оценивается на уровне 60 млрд долларов США.

— Каким образом единая управляющая компания может помочь подтянуть транзитные грузы в наши порты и на российские железные дороги?

— Чтобы работать с Западом на равных, нам надо поменять свое представление о законах рынка. Та модель, которую пытаются внедрить у нас, предполагает равный доступ к рынку, честную конкуренцию и невмешательство государства в коммерческие дела. Все это относится к временам Адама Смита и никто уже по этим принципам не работает. Мировой рынок давно поделен, и за каждой торговой структурой стоят государственные чиновники с набором нормативных актов, защищающих национальные интересы. Поэтому нужно играть не по идеальным правилам, а по тем, которые есть.

У нас же государство транзитными перевозками не занимается вообще. Единого звена, которое бы опекало этот сектор, хотя бы в годы становления, нет. И далее без управляющей компании ничего не будет — должен быть субъект, который на первых порах объединил бы всех.

Но нужно понимать, что управляющая компания — одна из ключевых, но не единственная мера. И в первую очередь нужен закон о транзите, по поводу которого наша ассоциация поставила вопрос еще в 2003 году. К сожалению, законопроект «О транзите» из-за невозможности согласовать его с федеральными структурами был исключен из плана Минтранса этого года. Однако мы намерены его вновь внести в план Координационного совета по законотворчеству.

Вместе с тем сегодня ситуации такова, что, кроме вышеперечисленного, нужен еще ряд жестких административных мер, на которые вряд ли кто в сложившихся условиях решится.

— Допустим, РФ примет все необходимые решения. С кем нам придется конкурировать и, главное, как?

Пока у нас никто транзитом не занимался, конкуренты набрали силу, причем не только в морском сегменте. Гораздо опаснее сегодня соперничество за сухопутные маршруты, и прежде всего с китайскими товарищами. Они очень активно работают, особенно в отношении транзита по территории Казахстана. Недавно еще один пункт открыли на границе с этой республикой. Кроме того, Китай активно строит железные дороги в направлении пакистанских портов. Думаю, что скоро появится транзитный путь и через Киргизию.

Конкурировать с ними можно, в первую очередь с помощью цены и качества. Кстати, морские конкуренты не так уж сильны, если сами же мы не будем жадными. Но сейчас обработка контейнера в корейском порту в разы дешевле, чем на российском Дальнем Востоке.

— Что, по Вашему мнению, должна представлять собой управляющая компания?

— Идеальным вариантом для управляющей компании по транзитным перевозкам, на мой взгляд, мог бы стать «ТрансКонтейнер» как один из главных учредителей. Хорошо, если к нему присоединятся крупные экспедиторы типа «Евросиба», частные банки, но не иностранные партнеры. Потому что при их участии будет уже не экспорт транспортных услуг — они станут пользоваться нашей инфраструктурой для предоставления своих услуг.

Помимо управляющей компании, должна быть комиссия по транзитным перевозкам при правительстве, которая бы занималась установлением единых тарифов и рассматривала спорные вопросы, возникающие между ведомствами.

При этом нужно учитывать советский опыт подобной работы, когда транзитные поступления были под очень жестким контролем и все знали: если транзитный груз остановится, то кому-то придется давать аргументированный ответ на самом высоком уровне. Сегодня же от границы до границы груз можно провезти за 7 дней, а его две недели держат на таможне — и никто за это не отвечает. По нашим подсчетам, на развитие транзитных перевозок влияют 15 федеральных структур, и ни одна из них не несет ответственности за конечный результат.

Беседовала Татьяна Святкина

Источник информации: www.rzd-partner.ru


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости