Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиТаможенный союз трех
Таможенный союз трех
17 Января 2011  00:00

Таможенный союз трех

Комиссия таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на своем очередном заседании рассмотрела и одобрила ряд документов, которые будут вынесены для принятия и одобрения на высший совет таможенного союза на уровне глав государств (27 ноября) и глав правительств (11 декабря). Об этапах формирования таможенного союза мы беседуем с директором Правового департамента Комиссии таможенного союза Натальей Слюсарь.

  • Наталья Борисовна, двадцатый век ознаменовался в том числе появлением таких экономических интеграций, как таможенные союзы. Что, на ваш взгляд, дает создание таможенного союза Беларуси, Казахстана и России?
  • Всё большее увеличение количества таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции на международной арене свидетельствует о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды для их участников: союз делает национальные экономики значительно сильнее, позволяет участникам выступать единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных лиц данных стран, в особенности для хозяйствующих субъектов. В этом смысле таможенный союз Беларуси, Казахстана и России не является исключением.
  • И все-таки: какие цели прежде всего ставят перед собой участники этого союза?
  • Формирование таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, как известно, направлено на достижение следующих целей:
  1. Обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса стран-участников путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
  2. гарантирование устойчивого развития экономик, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
  3. Создание условий для формирования общего экономичя6еского пространства;
  4. Создание условий для активного выхода государств-членов на мировой рынок.

В этих целях в рамках таможенного союза создается единая таможенная территория государств-участников, формируется однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

К настоящему времени в рамках таможенного союза сделаны значительные шаги к реализации упомянутых выше целей: принято большое количество международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, продолжаются переговоры о дальнейших перспективах развития таможенного союза на самом высшем политическом уровне. Как известно, в завершающей стадии находится разработка Таможенного кодекса таможенного союза, который будет соответствовать самым современным международным стандартам, в первую очередь, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур; достигнуты большие успехи в формировании Единого таможенного тарифа.

Наметился значительный прогресс в сфере технического регулирования, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории; ведутся переговоры о возможном расширении таможенного союза, причем не только за счет стран-участников ЕврАзЭС: в перспективе, не исключено вступление в таможенный союз государств, не входящих в данную международную организацию.

Хотелось бы отметить, что все стороны занимают активную позицию по вопросам дальнейшего развития и функционирования таможенного союза.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана должен быть сформирован к январю будущего года — то есть, на год раньше, чем планировалось. А с середины 2011 года он начнет работу в полном объеме. Иначе говоря, таможенный контроль на внутренних границах между государствами-членами Союза перестанет существовать, он будет вынесен на внешнюю границу единого таможенного пространства. Российские специалисты вместе с коллегами из Казахстана и Беларуси провели очень сложную, тяжелую работу — практически все необходимые международно-правовые документы готовы.

Один из главных пунктов, по которым стороны договорились к сегодняшнему дню — определение общих тарифных ставок на товары. Это серьезное продвижение вперед. Но открытым пока остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Во многом эту преграду должен помочь преодолеть четко прописанный Таможенный кодекс и соответствующий международный договор.

  • Насколько успешна такая консолидированная таможенная политика?
  • Успешность функционирования таможенного союза подкрепляется статистическими данными. Дополнительный прирост ВВП России за первые пять лет функционирования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19 %, за 10 лет — в 31 %. Общий прирост экономической активности в результате создания таможенного союза оценивается, соответственно, в $480 млрд и $770 млрд., из которых более 70 % приходится на Россию. Данная положительная тенденция позволяет сделать вывод, что положительный эффект от интеграции намного превзойдет материальные и иные затраты, понесенные государствами в целях формирования таможенного союза и единого экономического пространства.
  • Следующим шагом интеграции может быть создание единого рынка, когда свободно перемещаться могут не только товары, но и капитал, и рабочие силы. Высший тип международной интеграции — экономический союз, яркий пример которого — Евросоюз. На подобном этапе объединения возникает необходимость в создании специальных институтов, которым национальные правительства уступают часть государственных функций. Они принимают решения относительно основных направлений экономической политики участников и даже по вопросам текущей международной политики.

    Таким образом, дальние перспективы экономического объединения России, Беларуси и Казахстана, да и остальных стран ЕврАзЭС, понятны. Ближайшие - введение в действие Таможенного союза и вступление во Всемирную торговую организацию.

  • И Россия, и Казахстан, и Беларусь являются членами и других международных организаций. В чем преимущество объединения этих трех государств в рамках таможенного союза может необходимо продолжать сотрудничество в ранее сформированных организациях?
  • Для Белоруссии, Казахстана и России формирование полноценного таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. Как уже было сказано, таможенный союз положительно влияет на экономические процессы, происходящие в государствах-участниках: увеличивают товарооборот между странами, поддерживают экономики государств, компенсируют потери и снижение экономической активности во время экономических кризисов. Безусловно, таможенный союз делает наши государства сильнее в политическом и экономическом плане. Это своего рода экономический блок, наряду с ЕС и другими государствами. Он позволяет экономикам государств-участников (их хозяйствующим субъектам) быть более конкурентоспособными, что, возможно, в дальнейшем позволит Сторонам, их предпринимателям составить конкуренцию ЕС и другим государствам, в том числе и Китаю. Но неправильным было бы назвать создание таможенного союза «контрмерой», ведь он создается, в первую очередь, для усиления экономик государств-участников, а не как средство давления или негативного влияния на экономики других государств. То есть, современный механизм здоровой экономической конкуренции. Таможенный союз — результат усиливающейся во всем мире тенденции к экономической интеграции.
  • Как уже было сказано, таможенный союз ни в коем случае не преследует цель давления на экономики других государств. Тем более, неприемлемо воспринимать таможенный союз как средство «энергетического и экономического шантажа». Совершенно неясно, каким образом можно использовать таможенный союз как средство вышеупомянутого шантажа. Путь, цели и механизмы создания таможенного союза не являются уникальными. Средства достижения поставленных целей идентичны средствам, которые используются в рамках других таможенных союзов. К тому же, таможенный союз не является изолированным, закрытым объединением: вступить в него может любое государство, разделяющее цели и принципы его деятельности. Таможенный союз в своей деятельности учитывает опыт экономических интеграций других государств, а также с должным вниманием рассматривает предложения других государств по поводу своей деятельности.

  • Как обстоит дело с возможным присоединением таможенного союза к ВТО, о возможности чего было объявлено еще летом?
  • Действительно, 9-го июня 2009 года на Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества (высшем органе таможенного союза) премьер-министры России, Казахстана и Беларуси изъявили намерение вступать во Всемирную торговую организацию не по отдельности, а единым фронтом — в форме трёхстороннего таможенного союза. Стоит отметить, что таких прецедентов вступления в ВТО таможенным союзом было немало.
  • Решение таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является целесообразным по следующим причинам. В первую очередь, следует подчеркнуть, что разработка нормативной базы деятельности таможенного союза осуществляется с учетом и в соответствии с требованиями, установленными в рамках ВТО, как этого требует Соглашение о Таможенном союзе от 6-го января 1995 года. К тому же, как известно, Россия достигла наибольших успехов в согласовании вопросов по вступлению в ВТО. Это позволит Беларуси и Казахстану воспользоваться опытом Российской Федерации и тем самым ускорить процесс приведения в соответствие свое законодательство с требованиями положений «пакета ВТО».

    Сотрудничество в рамках таможенного союза будет этому только способствовать. Таможенный союз, как результат высокой степени экономической интеграции государств, безусловно, усилит позиции Сторон, что позволит им присоединиться к ВТО на более выгодных условиях. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что данное решение является выгодным и перспективным для всех государств — членов таможенного союза.

  • Как представляется возможным соблюдать экономические интересы каждого государства в рамках таможенного союза?
  • В государствах — участниках таможенного союза экономики находятся на разных стадиях развития. Однако в настоящее время экономические преобразования интенсивно осуществляются на территориях всех трех государств, и говорить о «слабости» экономик партнеров России по таможенному союзу, безусловно, не приходится. Таможенный союз предоставляет участникам возможность взаимодействовать на взаимовыгодных, исключающих какую-либо дискриминацию началах.
  • Согласно решению Межгоссовета, таможенный союз формируется в три этапа: предварительный — до 1-го января 2010 года, первый — до 1-го июля 2010 года и второй — до 1-го июля 2011 года.

    На предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного регулирования, а также формируется единая система мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран на единой таможенной территории. До 1-го января 2010 года должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и установления санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе таможенного союза.

    Стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1-го июля 2010 года этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.

    С июля будущего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования ТС. Замечу, что проект кодекса разрабатывается по самым современным международным стандартам в соответствии с Киотской конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур и будет представлять собой совершенный документ прямого действия.

    Таким образом, появление единой таможенной территории означает свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.

    Поскольку мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой, кризисные явления в ней будет сказываться еще долго. Поэтому региональный ТС — это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках.

  • Каков механизм разрешения споров в рамках таможенного союза?
  • Механизмы разрешения споров и разногласий успешно разрабатываются в рамках таможенного союза. Разрешению возникающих разногласий способствуют такие процедуры, как консультации и переговоры на высшем политическом уровне, привлечение экспертных групп и т. д. Одним из главных инструментов урегулирования споров является Суд ЕврАзЭС. Он наделен компетенцией по рассмотрению споров между государствами-членами таможенного союза, а также между ними и Комиссией таможенного союза. Суд вправе давать толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза. Он также рассматривает дела об оспаривании решений и действий органов таможенного союза и т. д. Достижение консенсуса по многим важным и проблематичным вопросам является безусловным доказательством эффективности данных процедур.
  • В настоящее время весьма несовершенным остается механизм таможенного администрирования в рамках СНГ, в чем преимущество таможенного союза перед другими международными формированиями?
  • В рамках таможенного союза по этому вопросу принято несколько фундаментальных актов по таможенному контролю, создающих единый, унифицированный и эффективный механизм его осуществления: Соглашение о порядке декларирования товаров, Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах — участниках таможенного союза; Соглашение о вида таможенных процедур и таможенных режимов; Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
  • Эти документы направлены на повышение эффективности и результативности таможенного контроля. Особенно это актуально при переносе таможенных границ государств на внешние границы таможенного союза. При разработке данных соглашений был учтен как национальный, так и зарубежный опыт регулирования отношений по таможенному контролю. К тому же активно разрабатываются акты, служащие правовой и организационной основой для осуществления сотрудничества и обмена опытом и информацией (в том числе оперативной) между таможенными службами государств-участников таможенного союза, что позволит более эффективно противодействовать контрабанде, в том числе и нелегальному пересечению таможенной границы таможенного союза наркотических средств.

      • В рамках таможенного союза будут решаться вопросы по ряду направлений и таможенное дело, торговой политики, развитие промышленного сотрудничества, как проводится в настоящее время работа по согласованию данных процессов?
      • Процесс разрешения данных проблем в рамках таможенного союза осуществляется достаточно успешно. Этому способствует продуктивная работа специально сформированных постоянно действующих профильных групп экспертов, специализирующихся на следующих направлениях: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение. Экспертная работа дала свои результаты. Так, уже в ноябре текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза — Межгосударственного совета на уровне глав государств — намечено утверждение важнейших документов, являющихся основой договорно-правовой базы формируемого союза: Единого таможенного тарифа, Таможенного кодекса, международных договоров в сфере технического регулирования, применении санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также мер в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории. С июля следующего года планируется ввести в действие единый таможенный кодекс союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования таможенного союза.
      • Но и на данный момент в рамках таможенного союза уже существуют несколько международных соглашений в этих сферах: соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании; Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров; выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. Утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа.

      Таким образом, можно сделать вывод, что к настоящему моменту сделаны значительные шаги в регулировании данных вопросов.

      Источник информации: promweekly.ru


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости