Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиЛизинг в Беларуси. Чего ждать от рынка?
Лизинг в Беларуси. Чего ждать от рынка?
05 Января 2012  00:00

Лизинг в Беларуси. Чего ждать от рынка?

На рынке автомобильного лизинга Беларуси наступило некоторое затишье. Сейчас едва ли кто-то из грузоперевозчиков готов инвестировать валюту на лизинг новой техники. Притихли и сами лизингодатели: им хотя бы получить проценты по заключенным ранее договорам…

Мы и они

Белорусский лизинговый рынок изначально едва ли можно было сравнивать с европейским. Пока в СССР строили коммунизм, западный рынок обеспечил себе фору в плане лизинга где-то лет на 30 вперед.

Взять даже историю и статистику. Итак, Германия: там расцвет рынка лизинга пришелся на 60-е. В 1972 году уже был основан профсоюз немецких лизингодателей. За это время законодательная база была проработана досконально. Все работает, как швейцарские часы. В 2010 году валовая выручка предприятий, входящих в состав союза «Bundesverband Deutscher Leasing-Unternehmer», составила 43,6 млрд. евро. О высокой степени развития рынка говорит и то, что 50 % инвестиций частных компаний обеспечиваются лизингом.

Что до Беларуси, то у нас до сих пор не все знают значение слова «лизинг». Это и понятно: до 1994 года этого слова не было в законодательной базе РБ. Можно считать, что рынок сделал большой скачок. Сейчас в «Белорусском союзе лизингодателей» уже около ста предприятий. И хотя доходы не такие существенные, и хотя не такое количество предприятий уже поверили в реальную эффективность этого финансового инструмента, прогресс был. До недавних пор…

И снова о валюте

Очень подпортили кровь автомобильному лизингу в Беларуси непоследовательные действия правительства. В 2009 государство начало масштабную кампанию по дедолларизации экономики РБ. В рамках этой программы был введен запрет на лизинговые расчеты в валюте.

В 2009 для грузоперевозчиков это было не особенно принципиально, тогда еще не было долларового бума. Однако для лизинговых компаний это было скорее неприятным событием. Иностранные инвесторы не хотели работать с неконвертируемым белорусским рублем, поэтому приток инвестиций сократился.

Кроме того, многие компании понесли существенные убытки. В большей степени это коснулось тех фирм, которые имели займы в валюте или всё ж смогли привлечь валютные инвестиции. Также в нелёгком положении оказались и компании, которые занимаются экспортным лизингом. Отечественные заводы никак не хотели продавать им продукцию за белорусские рубли, когда можно было самим получить валюту от прямых покупателей.

Недавно правительство приняло кое-какие меры и временно сняло запрет на валютные расчеты (до 1-го января 2013 года). Сильно ли это помогло лизингодателям? Заместитель директора ИООО «Микро Лизинг» Никита Чеботарь прокомментировал ситуацию так: «Я бы не сказал, что после снятия запрета у нас появилось огромное число желающих оплачивать лизинговые платежи именно в валюте. На данный момент основная проблема лизингодателей — несоответствие банковского курса реальному».

Да и если посмотреть с другой стороны: а сколько осталось времени до 2013? Год и несколько месяцев. Но ведь грузоперевозчику нужно 3–5 лет, чтобы выплатить по обязательствам. Иначе ежемесячный взнос становится неподъёмным. Так что валютные льготы как бы и есть, но их как бы и нет.

Почему такие высокие ставки?

Хотя, пожалуй, самая существенная проблема рынка —это высокие процентные ставки.

Скажем, если Вы захотите взять в лизинг автомобиль стоимостью 50 000 евро на 3 года с авансовым платежом 25 % и выкупной стоимостью 1 % (оплата в евро), то в Германии процент удорожания составит 5–7 %, в Беларуси — 7–12 %.

Почему так дорого? Дело совершенно не в том, что лизингодатели накручивают огромные деньги в своей сфере. Они бы и рады снизить тарифы, но физически не могут этого сделать. Компании отрасли поставлены в затруднительное положение со стороны государства. Они уплачивают слишком много налогов, т.е. оборотные средства просто-напросто замораживаются.

Антон Андренко, директор компании «Авангард Лизинг», отметил основные ограничения со стороны государства. В основном речь идет о слишком интенсивном налогообложении. У компаний нет возможности вносить уплаченный НДС за счет иных налогов в республиканский бюджет. Кроме того, лизингодатели не имеют права работать с физическими лицами. Хотя потребительский лизинг, который достаточно развит в Европе и США, мог бы получить популярность и у нас.

Даже МАЗ пасует

Сколько бы ни велось в Беларуси разговоров о преимуществе европейской техники над отечественной, «МАЗы» все равно покупали. Из-за весьма существенно разницы в цене. Некогда флагман белорусского лизингового рынка, «Мазконтрактлизинг» был основан 10 лет назад. Дочернее предприятие Минского автомобильного завода быстро завоевало устойчивые позиции: как на белорусском, так и на российском рынке.

Однако два года назад у компании наметились проблемы. На складах хранилось почти 3 000 машин. Их наскоро отдали в лизинг белорусским компаниям, многие из которых оказались вскоре неплатежеспособными. Сейчас же «Мазконтрактлизинг» стал совсем убыточным для самого МАЗа. Неделю назад Александр Боровский сказал, что в компании останутся лишь несколько сотрудников, чтобы собрать долги. Завод можно понять: основной доход они получают от компаний России, которые платят сразу.

Что от этого грузоперевозчикам? «Мазконтрактлизинг» предлагал достаточно выгодные условия для компаний. Во-первых, сейчас будет сложно найти аналогичные предложения на покупку МАЗов. Ведь дочернее предприятие действовало напрямую от имени завода. Во-вторых, уход такого крупного игрока с рынка явно не пойдет ему на пользу.

Чего ждать от рынка в целом?

Государство обещает внести поправки в законодательную базу, т. е. либерализировать данную сферу экономических отношений. Союз лизингодателей не сидит на месте и предлагает весьма разумные решения в данной сфере.

Но как всегда, вопрос даже в не том, чего ждать от рынка (и в первую очередь от правительства), а когда ждать?!

Продолжение материала читайте здесь: Почему Вы не берёте автотехнику в лизинг?


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости