Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиГаз на смену бензину
Газ на смену бензину
21 Марта 2012  00:00

Газ на смену бензину

Каковы перспективы развития газомоторного рынка на территории РФ? На прошедшем в конце февраля в Москве форуме «Автозаправочный комплекс России» эта тема вызвала живой интерес как у экспертов по топливу, так и у профессиональных перевозчиков.

ГМТ: у них, и у нас

Газомоторное топливо (ГМТ) является одним из приоритетных направлений работы Российского газового общества. Основными мотивами развития газомоторного топлива в масштабах рынка Российской Федерации являются его эффективность, экологическая безопасность, топливная диверсификация и энергетическая независимость. Газомоторное топливо включает в себя две основные группы, это компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ). ГМТ является экологически чистым топливом: его выбросы в атмосферу сравнительно с бензином минимальны. Специалисты ценят его за безопасность, экономичность и нетоксичность. Затраты на ГМТ окупаются прямым экономическим эффектом и повышением комфортности жизни в городе. Этим и объясняется рост его популярности в мире. Как рассказала главный специалист Экспертно-аналитического центра НП «Российское газовое общество» Валерия Панчева, согласно прогнозам Международной газомоторной ассоциации мировой рынок ГМТ может достичь к 2030 г. от 100 до 200 млн. единиц. Рассматривая мировую газомоторную статистику можно увидеть что основными лидерами на рынке ГМТ являются Пакистан, Иран и Бразилия. Для стимулирования потребления газомоторного топлива они используют такие меры, как запрет на использование дизельного топлива на малых и средних автомобилях. В свою очередь в США за последний год на развитие газомоторного рынка было выделено 15 млрд. долларов.

В России в 2007-2010 гг. количество автомобилей использующих ГМТ выросло незначительно, это буквально единицы тысяч. Однако, как говорил незабвенный первый президент СССР, «процесс идет». В Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Калужской и Московской областях, а также в Москве и Татарстане уже имеются развитые программы перевода транспорта с автомобильного бензина и дизельного топлива на газомоторное, и принимаются меры по стимулированию перевода на него муниципального автотранспорта. Что же касается распределения парков автомобильной техники, использование ГМТ составляет всего 1% от потребления всей структуры топлива.

Автомобили, которые могут ездить на газе выпускаются в России заводами КАМАЗ, ГАЗ и ВАЗ. Например, у ВАЗа «газовая» модель это LADA Priora. В России три компании-лидера, которые реализуют СУГ — «Газпромэнергосеть», «Лукойл» и «Роснефть». По количеству заправок лидируют Приволжский и Северокавказский округа, за ними следует Центральный округ.

Нюансы технологии

К категориям перспективным для перевода на ГМТ принято относить транспорт для учреждений, общественный автотранспорт и сельскохозяйственную технику. Если говорить об эффективности перевода автотранспорта на КПГ, то можно видеть что срок окупаемости составляет менее года, что не так уж много. А если рассматривать эффективность перевода транспорта на СУГ, то цены на это топливо ниже почти вдвое, что и обеспечивает прямую экономию. Хотя конечно нельзя не признать, что эффективность перевода автомобильного транспорта на ГМТ зависит от ряда факторов, среди которых соотношение цен, затраты на переоборудование и другие.

Если говорить об основных выгодах, издержках и рисках заинтересованных сторон, то для населения это сокращение экологического ущерба, для государства это сокращение темпов инфляции, а бизнесу газомоторное топливо сулит рост рентабельности. Из рисков стоит отметить в первую очередь рост затрат на техобслуживание и риск медленного спроса на ГМТ.

Помощь сверху

Итак, в 2009 году вышел Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе четко прописано о применении газомоторного топлива всеми предприятиями государственного муниципального транспорта работающими на государственном бюджете. И если первые два года этому закону не уделялось должного внимания, то за прошедший год ситуация изменилась. Во всех регионах по заданию правительства начали разрабатываться региональные программы перевода государственного муниципального транспорта на газ. Разработаны разнообразные меры государственной поддержки перевода на ГМТ. В нефинансовые меры можно внести комплексную разработку законопроектов и административно-структурную поддержку. К ним же относится уже разработанный проект федерального закона об использовании газомоторного топлива. Из непрямых финансовых мер надо отметить введение уведомительного порядка размещения налога на НДС, отмену привязки экспортной пошлины на СУГ, экспортной пошлины на нефтепродукты, затем разработку льготного кредитования и т. д. К прямым финансовым мерам, безусловно, принадлежит налоговое стимулирование, а именно налоговая ставка транспортного налога, которая будет составлять ноль в отношении транспортных средств, в работе которых используется ГМТ. Не обошлось и без амортизационных льгот.

В чем выгода для государства?

По статистике «Российского газового общества», за прошедший год к 5 800 станциям уже работавшим на пропане добавилось еще около 150, хотя одновременно около 100 станций обанкротились. Скажем, в Новгородской области сейчас заканчивается строительство частными фирмами 5 АГЗС. В Ставропольском крае начата программа перевода в течение трех лет на газомоторное топливо 6 тыс. машин и строительства 25-ти АГЗС. Это направление также полностью финансируют частные фирмы. Заинтересованность региональных властей объяснима: эти 6 тыс. машин должны дать ежегодную экономию бюджета в 1 млрд. 200 млн. рублей.

— Новый закон о газомоторном топливе, разрабатываемый Советом Федерации, уже прошел первый круг во всех министерствах, получил соответствующие замечания и дополнения, и в этом году он должен быть принят. В этом законе будут прописано что строительство АЗС будет разрешаться только если на ней будут пункты газовой заправки, а также оговаривается преимущественная выдача земли под строительство газовых заправочных пунктов, — рассказывает генеральный директор НП «Российское газовое общество» Владимир Дементьев.

Выгодно внедрение ГМТ и нефтяным компаниям: «Роснефть», «Сибур», «Новотек» и «Лукойл» обратились в правительство с письмом, содержащим просьбу срочно разработать мероприятия и законодательные акты для развития рынка газомоторного топлива. По словам Владимира Дементьева, недавно в Госдуме в первом чтении разбиралось дополнение в закон № 261-ФЗ, о том, чтобы переводить автотранспорт не только на природный газ, но и на пропан. Поскольку это закон прямого действия, то все автопредприятия которые работают на бюджетных средствах, обязаны его исполнять. И сегодня многие губернаторы приступили к выполнению этого закона, потому что согласно ему, все отчеты по экономии денег на замене топлива следует от самых низов отправлять по всем инстанциям, вплоть до правительства.

5 миллионов машин на газе

Отечественный закон о газомоторном топливе взял за образец европейские законы о газомоторном топливе, согласно которым в течение 20-ти лет на ГМТ должно быть переведено не менее 10-ти % транспорта. В нашей стране к 2032 году на ГМТ должно быть переведено 5 млн. машин. Если учесть что уже сегодня на газовом топливе в России ходит 1 млн. 400 тыс. машин, то эта цифра совсем не выглядит фантастической. А в бюджет государству эти 5 млн. машин принесут в течение 10-ти лет с нарастающим итогом 10 трлн. рублей. Планируется, что в дальнейшем бюджет на ГСМ будет снижаться на 1,5 трлн. рублей.

Раньше переход на ГМТ считался весьма дорогостоящим, но теперь расчеты показали, что одна АГЗС окупается за 6 месяцев. При этом инвесторы, которые взялись за перевод транспорта на газомоторное топливо, делают это за свой счет. В результате региональные правительства не вкладывают в программу ни копейки.

— Нельзя отрицать, что перевод с топлива на природный газ довольно труден с точки зрения денежных вложений. Тем не менее, «Газпром» от этого отказался, фактически не выполняя никаких обязательств. Зато появившиеся частные фирмы берут на себя выполнение заказов от регионов даже стоимостью 1 млрд. руб. Когда дело касается бензина, то на такие суммы заказчиков нет, а тут уже подписаны договоры, начаты работы и пошли поставки оборудования, — подчеркивает Владимир Дементьев.

Легче в 10 раз

Кроме того, сейчас ведется большая работа по применению сжиженного природного газа, вместо компримированного. Причина в том, что компримированный природный газ в оборудовании, особенно в баллонах, очень много весит. Автобусам приходится нести по 10 баллонов газа на крыше, и от этой тяжести страдает кузов. Сжиженный природный газ позволяет уменьшить вес баллонов в 10 раз и увеличить пробег транспортного средства вдвое. При этом стоимость сжиженного природного газа колеблется между стоимостью компримированного газа и стоимостью солярки.

Судя по приведенным фактам и данным, у газомоторного рынка в России перспективное будущее. Если описанные тенденции сохранятся, то все чаще на пассажирских маршрутах и трассах между городами людей и грузы будут перевозить машины на газомоторном топливе. Ведь использования природного газа дает значимые социальные и экономические выводы, а также сокращает издержки. А как известно, нет лучше средства заинтересовать и предпринимателя, и государство, чем предложить способ сэкономить.

Источник информации: transler.ru

Также читайте на нашем портале: Шенгенская виза: лотерея для «дальнобоев»


 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости