Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиЗа семью замками…
За семью замками…
29 Августа 2011  00:00

За семью замками…

Таможня предъявила претензии перевозчику за повреждение таможенного троса. Кто прав?

Галина Базанова, юрист

Выполняя перевозку груза в международном сообщении с применением процедуры МДП, перевозчик должен заботиться о целостности средств таможенной идентификации товаров.

На транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем, должностные лица, осуществляющие таможенный досмотр, могут накладывать средства таможенной идентификации (СТИ).

Основными средствами идентификации товаров являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенными органами отправления на транспортное средство, либо наложенные на него таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств.

При невозможности применения основных средств идентификации товаров таможенный орган отправления использует иные средства идентификации, к которым относятся:

  • нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение таможенных пломб и печатей на отдельные грузовые места;
  • описание товаров;
  • составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстрации товаров.

В качестве средств идентификации товаров таможенный орган может признавать пломбы отправителя товара, перевозчика (экспедитора), а также чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи, иллюстрации товаров, в том числе транспортных средств, представленные перевозчиком (экспедитором).

Уничтожение, удаление, изменение либо замена без разрешения таможенного органа средств идентификации, используемых таможенным органом, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1-й тыс. рублей; на должностных лиц — от 500 до 2-х тыс. рублей; на юридических лиц — от 5-ти тыс. до 20-ти тыс. рублей.

Судебные споры по данной категории дел

Транспортное средство перевозчика было досмотрено таможенным органом, в результате чего был установлен факт утраты средств идентификации, используемых таможенным органом, наложенных на грузовой отсек транспортного средства. Оказалось, что трос разорван с передней стороны грузового отсека за кабиной водителя и затем связан в узел. Несоответствий по грузу, перевозимому в транспортном средстве, таможенными органами не выявлено.

По данному факту таможенным органом было возбуждено дело об административном таможенном правонарушении по ст. 16.11 КоАП РФ.

Перевозчик был привлечен к административной ответственности и подвергнут штрафу в размере 5-ти тыс. рублей.

Не согласившись с принятым решением, перевозчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления таможенного органа.

Доказывая свою позицию, перевозчик указывал следующее.

На таможенный терминал транспортное средство прибыло своим ходом со средствами идентификации. Это подтверждается актом таможенного досмотра транспортного средства, составленным в момент прибытия транспортного средства. В качестве средства идентификации в акте указана пломба ФТС и сделана отметка, что средства идентификации не нарушены. Причем в графе «Средства идентификации» указаны лишь пломбы, указания на наличие иных средств таможенной идентификации нет. В акте указано, что на момент осмотра грузовой отсек опломбирован тремя неповрежденными пломбами с оттисками ФТС, при этом грузовой отсек не соответствует техническим требованиям для перевозки грузов под таможенными пломбами и печатями, так как трос для крепления тента разрезан. Кроме того, в графе акта «Обнаружены признаки административных нарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов по ст.» указан знак «–», т. е. в момент досмотра признаков административных правонарушений не выявлено. И лишь в дополнительном листе к данному акту указано, что в процессе досмотра выявлено: трос, закрепляющий тент на каркасе полуприцепа, поврежден.

Таким образом, по мнению перевозчика, таможенный орган при досмотре не рассматривал трос для крепления тента как средство таможенной идентификации.

Перевозчик полагал, что в силу положений ст. 109, 221 и 223 ТК ТС, а также положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Приложение 2) трос является не средством таможенной идентификации, а видом крепления и оборудования.

Кроме того, таможенный орган не указывает нормы законодательства России, которые однозначно определили бы, что трос, закрепляющий тент на каркасе полуприцепа, является средством идентификации, т. е. отнесен к «иным средствам идентификации».

Повреждение троса крепления тента может служить лишь законным основанием для досмотра товаров и транспортных средств, перевозящих товары с использованием книжки МДП, даже если средства таможенной идентификации не нарушены. Данный вывод вытекает из того, что ст. 23 Конвенции МДП устанавливает, что только в исключительных случаях таможенные органы могут производить в пути проверку и досмотр груза дорожных транспортных средств, состав транспортных средств или контейнеров.

Представитель таможенного органа с заявленным требованием не согласился, просил суд отказать в его удовлетворении ввиду наличия события и доказанности состава вмененного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений.

Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 21 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС ) таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Ст. 22 ТК ТС установлено, что за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный перевозчик несет ответственность. В соответствии со ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.

Из материалов дела следует, что при таможенном досмотре груза, перемещаемого перевозчиком, обнаружено повреждение троса.

Наличие повреждения троса (разрыв) подтверждается актами досмотра, фотографиями, протоколом об административном правонарушении, протоколом допроса водителя транспортного средства.

Суд отметил, что перевозчик не оспаривает того, что при проведении досмотра на СВХ в Смоленской таможне трос был действительно поврежден.

Суд не согласился с мнением перевозчика о том, что трос не является средством таможенной идентификации.

Целью наложения средств идентификации является обеспечение сохранности перевозимого груза. Из норм таможенного законодательства следует, что таможенные органы осуществляют идентификацию товаров в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров из транспортного средства или совершения с товарами каких-либо иных операций.

Суд указал, что трос прикрепляется к бортам грузового отсека транспортного средства. Борта транспортного средства сделаны из тента, неметаллические, то есть могут быть отодвинуты. Трос закрепляется в петлях и является средством, удерживающим борта и способствующим невозможности их открытия и проникновения внутрь грузового отсека транспортного средства. Пломбы вешаются уже на трос.

Таким образом, суд считает, что в данном случае пломбы в едином крепежном соединении являются идентификационными средствами и вместе с тросом (едино) служат для обеспечения сохранности товара.

В связи с этим повреждение троса — это административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, по ст. 16.11 КоАП РФ, поскольку средства идентификации нарушаются и теряют свое функциональное назначение.

Источник информации: transler.ru



 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости