Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




KAMAZ
ГлавнаяНовостиСоюзная хронология
Союзная хронология
24 Мая 2011  00:00

Союзная хронология

В период с января по май 2011 года основная деятельность Таможенного союза заключалась в разработке необходимых для нормального функционирования ТС юридических документов, подготовке законопроектов, и оценке перспектив развития союза в дальнейшем.

В 2010 году длившийся несколько лет процесс образования Таможенного союза в составе РФ, Беларуси и Казахстана завершился подписанием документов по образованию Единого Экономического Пространства (ЕЭП) между тремя дружественными странами.

И за первые сто дней официально оформленной деятельности Таможенного союза товарооборот Беларуси и России вырос на 25–30%, активизировалась торговля и с Казахстаном. Правда, связано ли увеличение показателей взаимной торговли с вступлением в действие Таможенного союза, — не очевидно, и до него товарооборот РФ с Беларусью и Казахстаном развивался активно. В начале года Киргизия продолжила активно будировать тему вступления в ряды членов ТС, заявляя о безальтернативности этого шага.

В первый же день наступившего года Таможенный союз доказал реальность своего существования Казахстану, где с 1-го января 2011 года повысились ставки акцизов на алкогольную продукцию на 60 % в соответствии с единым кодексом Таможенного союза.

В РФ год в Таможенном союзе начался с наделения резидентов ОЭЗ «Титановая долина» (Свердловская область) особыми льготами до 1-го января 2017 года. А именно, компании, зарегистрированные в 2011 году в качестве резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина», получили право выпускать произведенную там продукцию на внутренний рынок стран Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана — без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

Ключевым событием января для Таможенного союза стало 23-е заседание Комиссии Таможенного союза, в ходе которого эксперты ТС обсуждали большое количество животрепещущих вопросов, как то: вопрос применения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок в рамках Таможенного союза, порядок применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров и другие. В результате собрания была утверждена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов Таможенного союза (одобрена Решением КТС от 26-го ноября 2009 года № 125).

В сфере технического регулирования члены Комиссии утвердили Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза; внесли изменения в Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 18-го июня 2010 года № 318 и также участники заседания приняли решение создать рабочую группу по присоединению государств – членов Таможенного союза к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами.

Кроме того, стороны рассмотрели вопросы корректировки ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении: конденсаторов для бытовых холодильников-морозильников; нетканых материалов; отдельных видов зерна; отдельных видов железнодорожных вагонов моторных и несамоходных; отдельных видов бумаги и картона; отдельных видов тропических масел. Также был введён в действие единый ветеринарный сертификат для экспорта скота, мяса и шкур.

Богатым на события выдался и февраль. В частности, правительство РФ утвердило правила ведения статистики взаимной торговли с государствами-членами Таможенного союза, в соответствии с которым Федеральная таможенная служба была определена уполномоченным органом, ответственным за ведение таможенной статистики внешней торговли РФ, а Федеральная служба государственной статистики — уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

В феврале, среди великого множества разных нормативов, которые пытаются унифицировать страны ТС, был представлен проект технического регламента «Безопасность автомобильных дорог» от Минтранса РФ, на котором остановимся чуть подробнее. Регламент должен заменить действующие регламенты в трёх странах в части требования к дорогам, причем очень оперативно — уже к концу 2011 года. Создатели документа попытались охватить все сферы строительства, эксплуатации и ремонта автомобильных дорог, включая требования к рекламным конструкциям, светофорам, разметке и уборке трасс. В частности, если сейчас сигнал светофора должен быть виден с 50-ти метров в любое время суток, то новый регламент повышает эту дистанцию до ста метров в ночное время, на трассе также не может быть рекламных конструкций с подсветкой, если не освещаются дорожные знаки, ликвидация образовавшейся зимней скользкости на дорогах с интенсивностью движения более 3 тыс. автомобилей в сутки должна проводиться не позднее 4-х часов с момента образования льда, на дорогах с интенсивностью до 3-х тыс. автомобилей — 5 часов, до 1 тыс. автомобилей — 6 часов, и так далее.

В феврале выяснилось, что Украина не может присоединиться к Таможенному союзу, поскольку является членом ВТО в отличие от России, Белоруссии и Казахстана.

А тем временем страны, которым посчастливилось быть участниками ТС, предприняли попытку согласования проекта Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011–2015 годы. Было принято решение о том, что с июля 2010 года изготовители и поставщики могут получать единые документы о подтверждении соответствия, если продукция включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в Таможенном союзе. В Единый перечень включена продукция, в отношении которой на момент формирования перечня отсутствует единый технический регламент. Для такой продукции установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений.

К концу зимы, Таможенный союз столкнулся с необходимостью решать задачи практического плана, в частности, принимать меры для сдерживания роста цен на сахар и в первый день весны по 30-е апреля комиссия Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии установила ставку ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец в размере 50 долл. за тонну, при том, что, в феврале пошлина составила 140 долларов.

ТС в марте занималась вопросами регулирования перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных «инструментов» через таможенную границу Таможенного союза. Согласно существующему между странами-участницами договору, без обязательного письменного декларирования физическое лицо может единовременно ввезти на территорию ТС наличные денежные средства, дорожные чеки на общую сумму, не превышающую 10 тыс. долл., сумма больше этой подлежит декларированию. При этом, перерасчёт в доллары осуществляется по курсу, установленному на день подачи декларации в таможню в соответствии с законодательством той страны, через государственную границу которой перемещаются денежные средства.

С 1-го марта 2011 года, в соответствии с Соглашением между правительствами России, Беларуси и Казахстана от 20.05.2010 «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» изменился порядок уплаты ввозной таможенной пошлины.

Одна из самых актуальных тем, постоянно возникавших в деятельности Таможенного союза с начала года - предполагаемое с 1-го июля повышение пошлин на вощимые в Беларусь автомобили физическими лицами до уровня ставок Таможенного союза. Новые ставки таможенных пошлин, введенные с 1-го января 2010 года на территории Таможенного союза, пока действуют только для белорусских автодилеров, «физические лица» ввозят автомобили по старым таможенным пошлинам. Повышение пошлин для обычных граждан будет неприятным подарком, однако автодилерам выравнивание пошлин, наоборот, пойдёт на пользу: из-за разницы в пошлинах автодилеры сократили свою долю ввезенных в Беларусь автомобилей и, соответственно, объёмы продаж. Например, дилерами, входящими в Белорусскую ассоциацию автодилеров, в 2009 году было продано 15 300 новых автомобилей, в 2010 году — всего 8 171 машина. Правда, это были кризисные времена, и количество техники, ввезенной физическими лицами, тоже сократился, но не так сильно, как у дилеров, а на 17 %. В случае выравнивания пошлин автодилеры Беларуси ожидают рост продаж минимум на 20 %.

Также, в начале весны снова возникла необходимость заниматься конкретными вопросами, поскольку крайнюю озабоченность Таможенного союза в лице Белорусской таможни вызвало то, что для перевозки товаров Таможенного союза по территории России потребовался дополнительный документ. Белорусская сторона резонно отмечала, что это создает дополнительные препятствия во внешнеторговом обороте с Российской Федерацией.

Участники ТС в рассматриваемый период задумались о введении в рамках Таможенного союза обязательного информирования о ввозимых товарах, разрабатывали основы ведения статистики взаимной торговли с государствами ТС, что для каждого пересекающего границу с РФ перевозчика приведёт к необходимости ещё до начала поездки придется заполнять специальную форму учета перемещения товаров, иначе грозит административную ответственность. И, кроме того, выяснили, что Армения не может стать членом Таможенного союза, если к нему не присоединится Грузия.

28-го марта договор об ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС ратифицировала Госдума РФ. Документом определяются особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, было установлено, что возбуждение уголовных дел, дел об административных правонарушениях, производится по месту их выявления.

Март для таможенного союза завершился предложением министерства иностранных дел Беларуси о введении для граждан ТС единой визы, аналогичной шенгенской, хотя, особых затруднений при посещении гражданами всех стран-участниц ТС не наблюдается и без специальной визы. Зато безвизовое пространство будет полезным, когда к таможенному союзу присоединится, например, Новая Зеландия, переговоры с которой об этой возможности могут быть завершены уже в 2012 году. В то же время, в переговорах по созданию зоны свободной торговли участвуют также члены Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

С 1-го апреля 2011 года Россия решила более не требовать от физических лиц справки о статусе автомобилей при ввозе на свою территорию из Беларуси. Таким образом, граждане, которые приобрели автомобили до 1-го января 2010 года, получили возможность продать их в России без лишних справок.

В апреле состоялось довольно важное событие — конкурсная комиссия Министерства промышленности и торговли России утвердила Графическое изображение единого знака обращения продукции на рынке участников Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества — аббревиатуру EAC (European Asian Community).

Знак будет наносить на продукты и товары, произведённые странами-участницами Таможенного союза с 2012 года и он будет информировать покупателей о безопасности и соответствии требованиям технических регламентов продукции ввозимой в Таможенный союз и страны ЕврАзЭС. Автор знака — выпускник кафедры дизайна Тольяттинской академии управления Максим Десятых.

Тем временем, правительство Кыргызской Республики решилось на начало процедуры присоединения республики к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

О пользе Таможенного союза задумались транспортники, которые предполагают получить немалые дивиденды от укрепления интеграции и обсуждали возможность либерализации условий работы автоперевозчиков. В результате должна увеличиться транзитная привлекательность ТС, благодаря созданию более эффективных логистических схем, что придаст дополнительный стимул к привлечению инвестиций в развитие логистических центров на территории Беларуси, России и Казахстана. В частности, в расчёте на такую перспективу, Казахстан предложил Беларуси присоединиться к строительству трансконтинентальной автомагистрали, которая, проходя также через Россию, должна соединить запад Китая и Европу.

Уже в текущем месяце президент РФ Д. Медведев подписал закон о ратификации статута суда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, экономический ареал действия ТС). Статут суда ЕврАзЭС подписан 5-го июля 2010 года в Астане, суд располагается в Минске. Суд обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Сообщества, Таможенного союза международных договоров и принимаемых решений органами ЕврАзЭС и ТС, а также осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках Сообщества и Союза, и решений их органов.

В то же время, В. Путин, премьер РФ, на заседании президиума правительства в начале мая поставил перед министрами экономического блока конкретную задачу — к 2012 году создать единый рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы в границах Единого экономического пространства, куда должны войти три страны: Россия, Белоруссия и Казахстан. Единое экономическое пространство начнёт существовать, как юридическая реальность, с 1-го января 2012, при этом товары из Беларуси в Россию, Казахстан и обратно начнут перемещаться свободно, по общим правилам.

Таким образом, Таможенный союз, пока в неизменном составе из трёх стран, находится на стадии активного формирования. При завершении унификации различных документов, правил и нормативов на пост-советском пространстве появится новая экономически взаимосвязанная система. Очевидно, что в полной мере ни одно из направлений работы ТС не разработано полностью, есть много нерешённых вопросов, непринятых документов, нереализованных планов, и понятно, что к 2012 году создать полноценный единый рынок в границах ЕЭП не удастся, на это уходят десятилетия. Кроме того, в полной мере неизвестно, насколько выгодным каждой из стран будет участие в Таможенном союзе. Всё это покажет время.

Источник информации: www.cargo.ru



 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости