Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиМАЗ и КАМАЗ. Долгая дорога в дюнах
МАЗ и КАМАЗ. Долгая дорога в дюнах
12 Мая 2011  00:00

МАЗ и КАМАЗ. Долгая дорога в дюнах

Отношения двух автогигантов складываются прямо как в песне, правда, со стороны МАЗа она звучит примерно так: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Земля и вправду не нужна, а вот рынки сбыта — наверняка. А соседи по СНГ требуют ни много, ни мало — 100 % акций МАЗа, предлагая взамен лишь пакет акций Камского автозавода. Ответить на вопросы о том, насколько вероятно слияние двух автогигантов и на каких условиях оно произойдет, кто выиграет от этого — попытался корреспондент портала.

Ты помнишь, как все начиналось…?

КамАЗ вел переговоры с МАЗом еще три года назад, но они ни к чему не привели. И только в прошлом году дело сдвинулось с мертвой точки. Предложение россиян было больше похоже ультиматум — государственная корпорация «Ростехнологии» бралась стать стопроцентным владельцем белорусского автогиганта. Предложение белорусская сторона приняла к рассмотрению и внесла в него свои коррективы. Как писало ИА REGNUM, первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко сообщил, что страна приняла предложение российской компании «Ростехнологии» и согласилась на создание российско-белорусской холдинговой компании «Росбелавто», которая объединит активы МАЗа и КаМАЗа. Но при этом, по словам Владимира Семашко, правительство не намерено расставаться более чем с 49-ти процентами своего предприятия.

Позже генеральный директор ОАО «МАЗ» Александр Боровский добавил, что предприятие рассматривает возможности сотрудничества с российскими КАМАЗом и ГАЗом, а также с Венесуэлой. Руководитель автогиганта отметил, что заводу необходимо искать стратегического партнера, и переговоры с КамАЗом — тому пример. Но продавать акции никто не собирается. Боровский сказал: «Мы ни в коем случае не хотим отдавать в этом холдинге свой контрольный пакет акций. В холдинг будут отданы часть заводов «БелавтоМАЗа»». По информации гендиректора, рассматривается предложение российской стороны о включении в холдинг ярославского ОАО «Автодизель», а также ряда других предприятий. А. Боровский также добавил, что не стоит отказываться от таких предложений. И все же россияне отказались. Хотя предложение было действительно заманчивое. Ведь если слияние и произойдет, то в пространстве Таможенного союза у предприятий просто не остается конкурентов.

В КамАЗе подчеркивают, что альянс усилит позиции как российского, так и белорусского предприятия. А рынок можно будет поделить по сегментам. «МАЗ» же в свою очередь приобретет дополнительные преимущества «монопольного» характера. Белорусским грузовикам после заключения сделки будет проще находить покупателей на знакомом российском рынке без дополнительных проволочек и силами местных отделов продаж. А спрос, поверьте, есть. И рождают его начавшиеся Олимпийские стройки в России. А это и прокладка дорог, масштабные программы реновации инфраструктуры. Состояние дорог в Российской федерации не самое лучшее, поэтому эксплуатация иностранной техники обойдется в копеечку. В такой ситуации подрядчику проще приобрести два МАЗа, чем один «Мерседес».

Да и популярность марки КаМаЗ добавит процент к продажам белорусских тяжеловозов. Так, камский гигант в прошлом году не только в очередной раз стал победителем самого престижного мирового ралли, но и реализовал 23 тысячи только одних грузовиков в 2010 году.

Но, есть и ложка дегтя, ведь с другой стороны, объединение с КАМАЗом белорусскому предприятию может быть не выгодно. Технический уровень МАЗа значительно превышает уровень его российского конкурента. Поэтому некоторые независимые эксперты считают, что КАМАЗ может быть заинтересован в ослаблении МАЗа, а потому и планирует слияние. Ведь в день, когда информация о слиянии российского и белорусского автозаводов была озвучена, акции КАМАЗа поднялись в цене. (Для справки отмечу, что тягач Минского автомобильного завода «МАЗ — 5440А9» был признан победителем в конкурсе «Лучший грузовик года России», который прошел в рамках Международной специализированной выставки Коммерческий Автотранспорт «КОМТРАНС — 2010». В борьбе за это звание МАЗ обошел грузовики всемирно известных производителей: Mercedes, Volvo, Scania, КамАЗ, Урал).

Тогда мнения экспертов разделились на «за» и «против». Противники слияния, такие как руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, по мнению которого, с экономической точки зрения само возникновение супермонополии КАМАЗ и МАЗ в рамках СНГ — «это плохо». «Объединение приведет к загниванию гигантского предприятия, — считает Л. Заико. — И второй момент: как-то в Минске глава Коммунистической партии России Геннадий Зюганов заявил, что за один МАЗ дают два КАМАЗа. Зачем тогда хорошему автомобилю объединяться с тем, который в два раза хуже?» Л. Заико говорит также о крахе концепции так называемой белорусской модели и намечающейся сверхмонополизации. — В пространстве Таможенного союза не остается конкурентов. Нам будут такие двигать цены, что дальше некуда. Машиностроение, автомобильная промышленность — это неплохой кусок пирога, — подчеркивает эксперт. — Я — сторонник и интеграции, и горизонтальных связей, объединений, создания крупных компаний, но то, что КАМАЗ и МАЗ могут объединиться на основе стопроцентной собственности, ставит на повестку дня еще один вопрос: а какую долю получат те, кто работал на МАЗе, за чьи деньги строился МАЗ?

В свою очередь независимый финансовый аналитик Сергей Чалый также отрицательно относится к идее объединения белорусского и российского машиностроительных предприятий. Он считает, что у российской стороны просто нет денег, раз они предлагают безденежный обмен акциями. «А зачем это нужно нам?» — задается вопросом эксперт. Конечно, слияние с МАЗом позволит КАМАЗу увеличить объем производства агрегатной базы: двигателей, коробок передач и мостов. «Но у Беларуси большого интереса к российскому КАМАЗу нет, — утверждает С. Чалый. — Беларусь хочет получить деньги от приватизации, а ей предлагают какие-то бартерные схемы». Экономист не считает, что белорусское руководство пойдет на предложенный «Ростехнологиями» вариант, поскольку в 2001-ом году Олегу Дерипаске уже было отказано в реализации похожей схемы.

А воз и ныне там…?

До недавнего вопрос объединения завис в воздухе, и пока эксперты гадали, в стране разразился валютный кризис и … переговоры обрели новое дыхание. И уже 5-го мая в Минске состоялось совещание в рамках белорусско-российской рабочей группы по изучению вопросов возможности создания холдинга автопроизводителей двух стран. По итогом встречи, журналисты ожидали услышать конкретные варианты слияния или хотя бы предложения двух сторон, обсуждавшиеся в ходе встречи. Вместо этого, пресс-служба МАЗа ни сказала ни «да» ни «нет» только то, что «сторонами были рассмотрены и согласованы вопросы для изучения», «согласован план по взаимодействию и дальнейшему обсуждению принципиальных вопросов». А также то, что по всем основным вопросам стороны «нашли взаимное понимание». Из этого можно сделать выводы, что в конечном итоге конкретного результата стороны не достигли, принципиальных решений не приняли и договорились продолжить проработку рассматриваемых вопросов и их обсуждение.

Подводя итоги, стоит согласиться с газетой Известия, которая, ссылаясь на источники близкие к переговорам, пишет, что деваться белорусам некуда, слияние выставлено как условие получения Беларусью российского кредита. Минск, напомним, просит в общей сложности три миллиарда евро. Деньги нужны срочно: в стране острый экономический кризис. Цены резко взлетели, товаров нет, официально за доллар дают четыре тысячи белорусских рублей, но купить по такому курсу валюту невозможно.

В этом случае уместно обратиться к мнению экспертов, так генеральный директор информационного портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив, считает, что если бы не потребность в кредите, Александр Лукашенко и не начал бы переговоры о слиянии автозаводов. С ним согласен и Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры, который говорит, что белорусский лидер, лишившийся после выборов поддержки европейского бизнеса, вынужден теперь договариваться с Россией.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Сделка все- таки состоится, иначе МАЗ может лишиться рынков сбыта в России. Интенсивность переговоров буду зависеть от экономической ситуации в стране. Возможен обмен акциями 48 % МАЗа на 48 % КАМАЗа, хотя будет более реально, если Россия согласиться взять лишь 50 % акций, но при условии создания единой сбытовой компании.

Автор: Денис Алдохин, специальный корреспондент Transportal.by



 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости