Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




KAMAZ
ГлавнаяНовостиКого «заманит» белорусский транзит?
Кого «заманит» белорусский транзит?
04 Апреля 2011  00:00

Кого «заманит» белорусский транзит?

В Беларуси принята «Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011–2015 годы». Реализация мер, предусмотренных комплексной программой обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006–2010 годы, позволила улучшить общие условия транзита по территории страны и обеспечить их сопоставимость с существующими в сопредельных государствах. В этом документе утверждается, что в стране созданы условия для ежегодного прироста большинства финансовых показателей, зависящих от эффективности использования транзитных возможностей страны. Их максимальные значения были достигнуты в 2008 году. Общий доход от транзита составил 2,6 млрд долларов США, что на 67 % выше уровня 2006 года (1,6 млрд долларов США) и на 37 % выше прогнозного задания на 2008 год, предусмотренного комплексной программой (1,9 млрд долларов США). Отчисления в бюджет в 2008 году составили 467,6 млн долларов США, что на 54 % выше уровня 2006 года (302,7 млн долларов США) и на 32 % выше прогнозного задания на 2008 год, предусмотренного комплексной программой (302,7 млн долларов США).

Наибольший удельный вес в общем объеме доходов от транзита занимают доходы от услуг придорожного сервиса — 30 %, доходы от услуг по транзитным перевозкам автомобильным транспортом — 11 %.

В 2009 году ввиду влияния мирового экономического кризиса произошло снижение спроса на товары и услуги, связанные с использованием транзитных возможностей Беларуси. По сравнению с 2008 годом объемные показатели снизились на 8,6 %–19,8 %, а финансовые — на 11,9 % –13,4 %.

В то же время в связи с ростом экспортных поставок российской нефти ее транзит в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 2,4 млн тонн, или на 3,7 %, а доходы возросли на 11,7 млн долларов США, или на 5,5 %.

Кроме того, согласно приведенным в документе данным в 2009 году удалось нарастить долю белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке грузовых перевозок между Россией и Евросоюзом до 70 % (в 2008 году эта доля составляла 60 %). Перераспределение рынка произошло в основном за счет снижения транзита грузов по территории стран Балтии. По данным таможенной службы Латвии, в 2009 году количество поездок иностранных грузовых автомобилей через пункты пропуска «Терехово» и «Гребнево» латвийско-российской границы снизилось соответственно на 26 % и 59 %, или в целом на 39 %, в то время как Беларусь потеряла только 24 %.

Для минимизации финансовых потерь республики, вызванных мировым экономическим кризисом, и сохранения ее транзитной привлекательности постановлением Совета министров Республики Беларусь от 19-го августа 2009 года Комплексная программа была дополнена мерами, способствующими привлечению дополнительных транзитных грузопотоков за счет проведения адекватной тарифной политики, применения конкурентоспособных транспортно-логистических схем, расширения и укрепления международного сотрудничества в рамках ЕС, СНГ и ЕврАзЭС.

В результате дополнительных мер суммарный доход от транзита за 2009 год составил более 2 млрд долларов США, или 102 % к прогнозному заданию, установленному в комплексной программе. Отчисления в бюджет составили 330,5 млн долларов США. Доля доходов (выручки) от транзита в валовом внутреннем продукте в 2009 году составила 2,8 %.

По уровню развития дорожной сети Республика Беларусь, как утверждается в документе, занимает одно из первых мест среди стран СНГ, а за последние 10 лет сеть автомобильных дорог общего пользования возросла более чем на 30 тыс. километров (что свидетельствует о росте в 1,6 раза). Однако провозные возможности автомобильного транспорта республики в настоящее время используются лишь на 70 –75 %.

Пропускная способность автомобильных дорог по основным направлениям используется на одну треть, что позволяет, по мнению оптимистично настроенных авторов белорусской стратегии, ежегодно увеличивать объемы транзитных грузовых перевозок. Автомобильные дороги с твердым покрытием составляют 74 тыс. километров, или 86 % протяженности автомобильных дорог общего пользования. Плотность автомобильных дорог на 1 кв. километр территории Беларуси составляет 0,4 километра (в документе этот показатель сравнивается с таким же в европейской части России, где он составляет 0,2 километра).

Все мосты и путепроводы должны соответствовать нормативным требованиям. На 314-ом километре увеличится и в итоге составит 1,4 тыс. километров протяженность участков республиканских автомобильных дорог первой категории. Республиканские автомобильные дороги, связывающие столицу с областными центрами, и на направлениях международных транспортных коридоров смогут выдерживать нагрузку на одиночную ось до 11,5 тонн.

В стратегии указывается на возможность ускорения процесса документального контроля путем предварительного информирования таможенных органов о предполагаемых перевозках грузов. В связи с этим одним из важнейших направлений в развитии транспортной инфраструктуры признается внедрение на пограничных переходах современных электронных технологий.

Однако в 2009 году по индексу логистики, согласно которому оценивается уровень развития логистической отрасли, Беларусь ухудшила свои позиции по сравнению с 2007 годом, передвинувшись с 74-го на 110-е место в рейтинге, составляемом по результатам исследований, проводимых Всемирным банком.

В Стратегии указаны конкретные проекты по созданию транспортно-логистических центров, которые сейчас реализуются в Беларуси с привлечением зарубежных и отечественных инвестиций. В их числе, в частности, упомянуты «Прилесье» в Минском районе (инвестор — иранская компания «Кейсон»), в районе Национального аэропорта Минск (инвестор — бельгийская компания АОI NV) и в Воложинском районе Минской области (инвесторы — литовская компания «ВингесЛогистикГрупп» и белорусское ЗАО «Белинтертранс»), в СЭЗ «Гродноинвест» (инвестор — кипрская компания «Вестнамус-Логистик»), в районе Аульс г. Гродно (инвестор — белорусское ОАО «БелЛогистикГрупп»), в Бресте на базе ЗАО «Белтерминал» (инвестор — чешская компания АО AWT a.s.).

Автор: Сергей Витько



 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости