Оставить сообщение
Название компании *

Телефон *

E-mail *

Сообщение *

   

Все поля обязательны для заполнения




WIMEX
ГлавнаяНовостиБункер жаждет глубины
Бункер жаждет глубины
29 Июня 2011  00:00

Бункер жаждет глубины

В условиях высоких цен на нефть и нефтепродукты, а также в связи с ужесточающимися экологическими требованиями к судовому топливу, ожидается рост цен на бункерное топливо. Эксперты, выступившие на IV Всероссийском форуме «Современное состояние и перспективы российского рынка бункеровки судов» сошлись во мнении, что судовладельцы будут склоняться к использованию более дешевых, даже с учетом низкого содержания серы, темных нефтепродуктов.

Переход на бункеровку флота дистиллятами зачастую нерентабелен. На Форуме был затронут ряд других актуальных вопросов, в частности, таможенного декларирования нефтепродуктов для бункеровки.

Просветления не будет

Очередной бункеровочный форум в Санкт-Петербурге на этот раз оказался более чем представительным. В город на Неве прибыли руководители бункерных компаний со всей России, в том числе речные бункеровщики. Были также представлены судоходные компании, нефтеперерабатывающие заводы, проектные организации, аналитические и консалтинговые компании, таможенники и представители экспертных организаций. По всей видимости, такой интерес был не случаен — ведь именно сейчас российская нефтеперерабатывающая отрасль и как следствие — бункеровочный бизнес, стоят на распутье. От выбора дальнейшей стратегии развития будет зависеть практически все.

Одним из главных вопросов, волновавших бункеровочное сообщество в этой связи — это ужесточение экологических требований к судовому топливу в связи с вводом с 2015 года на Балтике ограничения по содержанию серы в топливе в 0,1 %. Для России этот вопрос стоит особенно остро в связи с неготовностью нефтеперерабатывающей промышленности к массовому производству низкосернистого мазута. Понятно, что переход на дистилляты был бы слишком дорог для судовладельцев, поэтому вопрос заключается в том, смогут ли российские бункеровщики предоставить низкосернистый мазут, отвечающий экологическим требованиям, или его будет попросту негде взять.

В то же время, по словам выступившего на Форуме генерального директора ОАО «ВНИПИнефть» Владимира Капустина, технически произвести продукт с содержанием серы в 0,1 % и со свойствами мазута не представляет проблемы. Однако для этого требуются установки глубокой переработки, в частности, гидрокрекинга. То есть российским нефтепереработчикам придется осуществить серьезные инвестиции в производства. Другими словами, сделать за несколько лет то, к чему в развитых странах шли более десятилетия. «Российская нефтепереработка отстала от западной лет на 20», — констатировал эксперт.

Впрочем, по мнению Владимира Капустина, вертикально-интегрированные производители имели все возможности провести модернизацию за прошедшие несколько лет. Ведь государство предоставило им налоговые льготы и пониженную экспортную пошлину на темные нефтепродукты. Подразумевалось, что сэкономленные «льготные» деньги (а это, по экспертным оценкам, 15 млрд долларов США в год в течение 6-ти лет) будут направлены на оборудование заводов мощностями глубокой переработки. «Но деньги компании брали, а модернизацию не проводили» — отметил специалист. По его мнению, отмена льгот и преференций нефтяным компаниям — шаг в верном направлении, так как данная политика себя не оправдала — «воз и ныне там».

С другой стороны, другого выхода, кроме как увеличения глубины переработки у России нет. Ведь если сохранить массовое производство мазута с содержанием серы в 3,5%, то, хоть его и можно будет экспортировать для дальнейшей переработки, но только «за копейки».

«Новая программа модернизации нефтепереработки вряд ли будет полностью выполнена», — считает Владимир Капустин. По его словам, процесс модернизации производств идет крайне медленно и отягощен большой коррупционной составляющей. Спасти нефтепереработку в России может только увеличение глубины переработки и сокращение коррупции при распределении средств. «Если хотя бы половина из выделенных 50 млрд долларов США в год на модернизацию будет пущена в дело, то уже хорошо», — подытожил Владимир Капустин.

Участники Форума также говорили о судьбе независимых нефтеперерабатывающих заводов, так как от их развития, во многом, будет зависеть доступность низкосернистого мазута для бункеровочных компаний, особенно тех, что не связаны с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Пока эти заводы находятся «в подвешенном» состоянии — позиция государства относительно их будущего не ясна.

О том, что в условиях удорожания бункерного топлива судовладельцы все шире используют темные нефтепродукты, рассказал в своем выступлении и управляющий директор «Северо-Западного пароходства» Альберт Выговский. По его мнению, спрос на темное бункерное топливо будет расти, несмотря на увеличение стоимости техобслуживания при его использовании.

«Потенциальное увеличение стоимости ремонта из-за использования темных нефтепродуктов — это только риск, а выгода от этого — живые деньги», — пояснил руководитель пароходства.

Витая в вакууме

Другая немаловажная проблема для бункеровщиков сейчас — это тот правовой вакуум, который образовался в части процедуры декларирования бункерного топлива.

По словам выступившего на Форуме начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Балтийской таможни Дмитрия Смирнова, Федеральной таможенной службой при участии Балтийской таможни была разработана процедура упрощенного декларирования бункерного топлива.

Речь идет о проекте решения Комиссии таможенного союза в части перемещения припасов, в т.ч. затрагивающий вопрос бункеровки судов. Данный проект решения сейчас согласовывается с другими участниками Таможенного союза (Казахстаном и Белоруссией). Предполагается, что решение Комиссии решит проблему толкования главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза, в которой некоторые статьи содержат отсылочные нормы к Решению Комиссии таможенного союза.

Также до участников форума была доведена информация из Письма ФТС России № 04–44/59064 от 3-го декабря 2010 года «О внедрении программных средств таможенных органов», согласно которой в настоящее время проводится отработка технологии декларирования припасов в электронной форме. Порядок применяют на таможенном посту Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни, таможенном посту Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни и таможенном посту Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни. По словам докладчика, таможенное декларирование бункерного топлива после утверждения решения Комиссии Таможенного союза и завершения проведения эксперимента приобретет простые и понятные формы, как это было в период действия Приказа ГТК России от 19.10.2001 № 1000.

Виталий Чернов

Источник информации: portnews.ru



 
Регистрация
CAPTCHA

 
Восстановление пароля

Услуги


Все о логистике



 
 

 
'

Последние новости